Posted 11 августа 2008,, 12:09

Published 11 августа 2008,, 12:09

Modified 1 апреля, 21:09

Updated 1 апреля, 21:09

Момент истины, или В августе 2008-го

11 августа 2008, 12:09
Россия, вопреки опасениям, оказалась хорошо подготовленной к крупному международному кризису, вызванному нападением Грузии на Южную Осетию. Разговор о проигранной информационной войне тоже преждевременный – Германия и Китай не критиковали в ООН действия РФ.

Ситуация в зонах российской ответственности в Грузии развивается стремительно. Спустя всего три дня после штурма грузинскими войсками Цхинвала в Южной Осетии и Абхазии находятся около 20 тыс. военнослужащих РФ и свыше 500 единиц бронетехники. Причем сегодня было заявлено, что Южную Осетию придут новые подкрепления – в ответ на переброску американцами грузинского контингента из Ирака. Судя по всему, критика военного и политического руководства России в неготовности к большой войне в Грузии, прозвучавшая в первый день конфликта, была беспочвенной, а затяжка с вводом подкреплений в Осетию объяснялась сложным выбором между твердым и очень жестким ответом Грузии.

Судя по тому, как развиваются события, в Кремле выбрали наиболее жесткий силовой сценарий реакции на развязанную Грузией в ночь на 8 августа войну. Параллельно с выбиванием из разрушенного Цхинвала грузинских подразделений и развертыванием гуманитарной операции в Южной Осетии авиация ВВС РФ наносила бомбовые удары по военным складам, аэродромам, портовым сооружениям противника, а корабли Черноморского флота «обложили» морскую границу Абхазии и успели потопить один ракетный катер. Еще более жесткий сценарий мог заключаться только в прямом объявлении войны Грузии с авианалетами на Тбилиси и прочими ужасами, что, в силу исторически близких отношений между народами двух стран и современных представлений о гуманитарной составляющей боевых действий, было попросту неприемлемо.

Судя по тому, как быстро удалось перебросить подразделения российской регулярной армии в обе «горячие точки», планы отражения агрессии Грузии были не только подготовлены заранее и доведены до командного состава задействованных подразделений, но и отрепетированы – очевидно, в ходе недавних крупных войсковых учений на Юге России. Заметим, что на этот раз ситуация с развертыванием группировки войск ни в какое сравнение не идет с той, когда ичкерийская армия вторглась в Дагестан и началась вторая чеченская война. Тогда, как вспоминал Владимир Путин, приходилось собирать боеспособные соединения для отражения агрессии интернациональных банд Басаева-Хаттаба буквально по всей России по принципу «с миру – по нитке».

Сегодня война не застала Россию врасплох, и это очень хороший сигнал. Хороший во всех смыслах – с точки зрения национального самоощущения; позиционирования России в мире как действительно сильной державы, способной не только за себя постоять, но и сдерживать вредные для интересов страны устремления других государств, даже самых мощных и влиятельных; ну и банально – для проверки собственной боеготовности в реальных условиях, чтобы откорректировать будущее военное строительство с учетом современных требований.

Ясно, что российская операция в Южной Осетии не была идеальной: как сообщают свидетели из зоны конфликта, тяжелая техника на марше выходила из строя, танки какое-то время метались по окраине Цхинвала, в то время как в них очень нуждались заблокированные в центре города миротворцы и мирные жители, а точность авиаударов в отдельных случаях не была стопроцентной. Тем не менее, эти ошибки и недочеты не повлияли негативно на главный результат – грузинская армия в кратчайшие сроки была выбита из Цхинвала, российские военные не понесли таких фатальных потерь, как, скажем, гибель танковой колонны в Грозном, предшествовавшая началу первой чеченской войны.

Могли ли российские миротворцы предотвратить сам захват грузинами Цхинвала? Военные утверждают, что нет: на всю зону югоосетинского конфликта по состоянию на 8 августа приходилось 1700 миротворцев. Численность задействованных в цхинвальской операции грузинских подразделений – 10-12 тыс. человек. Сейчас уже очевидно, что грузины атаковали город по четко разработанному плану, воспользовавшись эффектом внезапности – усыпив бдительность миротворцев и защитников Цхинвала заявлением Саакашвили об одностороннем прекращении огня в ночь на 8 августа; используя установки «Град» для уничтожения югоосетинской столицы и всего живого в ней по площадям – самым варварским способом, а также фронтовую авиацию. Российское телевидение показало кадры, снятые с грузинской стороны: вдоль жилого дома бежит человек явно без оружия, бравый спецназовец в новенькой форме натовского стандарта отделяется от куста и начинает палить по спасающемуся мирному жителю из М-16. Затем из-за спины стреляющего выкатывается бронемашина, опять же натовская, и долбит по той же цели из крупнокалиберного пулемета. В ответ – ни единого выстрела.

Кстати, и общественное мнение в сегодняшней России сильно отличается от того, каким оно было в ходе первой и второй чеченской войн. Истерически-панические вопли – давайте отовсюду уйдем, перекуем мечи на орала, закопаем томагавки и закурим трубку мира, лишь бы не было войны, - ушли с телеэкранов, не только государственных, но и частных. Только в радиоэфире еще можно услышать апологетов либеральной мысли, патетически восклицающих: «Мы прос..ли Грузию, дружба с которой нам была завещана дедами!»

Если перейти с либерально-радийного языка на литературный, вопрос поставлен правильно: что именно теряет Россия, жестко отреагировав на войну в Южной Осетии?

Россия, естественно, утрачивает моральное право говорить о дружбе и сотрудничестве с нынешним грузинским правящим режимом. Но контакты с Саакашвили и так были в последнее время фактически заморожены, причем с обеих сторон. Договариваться о чем-то с нынешним правителем Грузии - особенно зримо это показал штурм Цхинвала – бессмысленно, все равно соглашения будут нарушены Саакашвили при первой же возможности, – к бабке не ходи. Одни аналитики это связывают с некоторой неуравновешенностью и вождистскими замашками Саакашвили, другие – с внутриполитической ситуацией в Грузии, заставляющей ее нынешнего президента предпринимать решительные действия, чтобы нейтрализовать аргументы оппозиции, не менее, а то и более кровожадно настроенной в отношении мятежных провинций; третьи – с активизацией Госдепа США в регионе для ускоренного завершения проектов, начатых по инициативе администрации Джорджа Буша.

В любом случае Саакашвили как партнер по переговорам в рамках миротворческого процесса утратил для Кремля всяческую привлекательность – о чем и заявили вчера сначала глава МИД РФ Сергей Лавров (в конфиденциальной беседе с госсекретарем США Кондолизой Райс), а затем – после разглашения американской стороной подробностей этого разговора – и полпредом России в Совбезе ООН Виталием Чуркиным - публично. Проигрывает ли Россия от того, что ее руководство будет обсуждать политические темы, касающиеся мирного урегулирования в Южной Осетии и Абхазии, не с Саакашвили, а с Кондолизой Райс и Джорджем Бушем? Напротив, только выигрывает, статус противоположной стороны несоизмеримо выше, а значит, и ответственность за свои слова и заключенные договоренности.

Что еще теряет Россия? Миллион граждан РФ грузинской национальности? Нет, массового исхода из России грузин не наблюдается. Вино и «Боржоми» не появится на прилавках наших магазинов? Неприятно, конечно, но уже худо-бедно привыкли. Рестораны грузинской кухни не закрываются. Грузинский Интернет из Москвы не блокируется, напротив, именно в Тбилиси принято решение закрыть доступ своих граждан в зону .ru.

Кстати, здесь Саакашвили перехитрил сам себя – еще в субботу, ну и ранее, понятно, его политически активные сторонники бомбардировали крупнейшие отечественные сайты и блоги сообщениями о зверствах русской и осетинской армий в зоне конфликта, активно развешивали фотографии «Рейтер» из Гори весьма сомнительного содержания, а в воскресенье вдруг бах – и вся эта волна праведного гнева спала на нет.

Рунетчики сначала даже растерялись – все же привыкли к коллегам по форумам из Грузии в ходе многолетних словесных баталий. Потом сообразили, в чем дело. Кстати, - это аргумент против мнения, что Саакашвили очень изощрен в информационной войне, а россияне, напротив, ничего в ней не смыслят. После таких демаршей явно видно, что если кто и разбирается в приемах современной информационной войны, то не Саакашвили, а обретающиеся в Тбилиси советники из Госдепа и Пентагона. Любопытно, когда они объяснят своему импульсивному клиенту, что тот погорячился с Интернетом?

Вообще же информационная война идет вовсю, главные пропагандистские стволы – американские и британские электронные и печатные СМИ, бьют, как и грузинский «Град», - массированно, по площадям, ничуть не стесняясь иллюстрировать рассказы о жертвах жестокой русской армии картинками из разрушенного грузинами Цхинвала. И последствия ее не замедлили сказаться – это было видно в ходе вчерашнего заседания Совбеза ООН. Практически никто (кроме представителей России и, кажется, Панамы) не говорил об ответственности Грузии за уничтожение мирного города.

Напротив, выступавшие от имени США, Великобритании, Франции, Италии и других членов (непостоянных) СБ ООН дипломаты были едины в трактовке происходящих событий: Россия подменяет собой ООН, проводя операцию по принуждению к миру без достаточных оснований и полномочий, ей следует немедленно прекратить огонь и вернуться к положению дел на 8 августа – то есть, надо полагать, снова оставить в Цхинвале тысячу миротворцев на радость 10 тысячам грузинских спецназовцев. Грузинский представитель в ООН г-н Аласания, всем своим видом изображавший в ходе заседания оскорбленную невинность, искренне поблагодарил своих западных партнеров за такую согласованную позицию.

Кстати, Виталий Чуркин показал себя блестящим дипломатом, остроумным и владеющим всей полнотой информации из зоны конфликта, а главное – смелым. Настолько смелым, что временами казалось: перед ним стоит табличка с надписью не «Российская Федерация», а «СССР». Хотя позиции ведущих западных стран в СБ ООН явно были согласованы, степень решительности все же была разной. Например, Германия вообще не выступила на заседании Совбеза (как и Китай), созванном по требованию американской стороны. Понятно, что, не являясь постоянным членом СБ, она не была обязана артикулировать свою позицию. Однако можно быть уверенным, что Вашингтон всячески пытался заручиться поддержкой Берлина, так что молчание последнего о многом говорит.

Активнее всего на Россию нападал представитель США. Речь дипломата из Великобритании оказалась насколько решительной – ей сильно не понравилось сравнение Чуркиным Южной Осетии с Косовом и его оценки действий НАТО в югославском конфликте, – настолько и смешной: барышня перепутала президента России с премьером и заявила, что российские войска подходят к Зугдиди. Кроме того, у дипломата тряслись руки и губы, что как-то не добавляло веса ее гневным репликам. Ну а апофеозом «битвы титанов» в Совбезе ООН можно считать поучения в адрес Чуркина, как следует себя вести в ООН, со стороны представителя Коста-Рики и фразу: «Буркина-Фасо выражает крайнюю озабоченность ситуацией в Грузии…»

С другой стороны, России с ее правом вето в СБ ООН на согласованность позиций Вашингтона и Буркина-Фасо с Коста-Рикой, как говорил известный персонаж фильма Гайдая, - начхать. Как раз в таких сложных ситуациях и формируется отношение между народами – кто друг, кто враг, а кто так. И молчание Берлина и Пекина в Совбезе, возможно, стоит дороже, чем выступление оркестра демократий имени Джорджа Буша. С Бушем все понятно – он уходит, может и дверью напоследок громко хлопнуть. И уже хлопает, перебрасывая на американских самолетах грузинский контингент из Ирака на родину или интенсифицируя поставки вооружений Тбилиси.

А вот с Германией рядом нам жить долго. И от ее позиции зависит немало. Без согласия Германии Россию не изолируешь – ни экономически, ни еще как-то, и контингент НАТО в Грузию не пошлешь, и Киев с Тбилиси в Североатлантический альянс не примешь. Именно на Германию, Францию и другие страны Старой Европы и должны быть направлены усилия российской государственной пропаганды, представителей СМИ из этих государств следует в первую очередь с соблюдением всех гарантий безопасности доставить в разоренный Цхинвал. Работа с общественным мнением Великобритании и США – пустая трата денег и сил, элиты этих государств в обозримой перспективе останутся враждебными России, что бы она ни предпринимала.

Николай Ульянов