Posted 12 августа 2008,, 14:05

Published 12 августа 2008,, 14:05

Modified 1 апреля, 21:07

Updated 1 апреля, 21:07

«Госпереворот в Грузии пока невозможен»

12 августа 2008, 14:05
Операция по принуждению к миру завершена, но миротворцев в Абхазии возглавил Шаманов – специалист по ведению войны в горах. Россия не хочет свергать Саакашвили, однако в Абхазию приехал Игорь Георгадзе. Эти противоречивые сообщения «Росбалту» комментируют военные эксперты.

В Грузии сегодня происходят события, которые, на первый взгляд, слабо выстраиваются в какую-то логическую цепочку. Так, российский Генштаб заявил, что у него нет цели свергнуть режим Михаила Саакашвили, при этом в Абхазии якобы видели бывшего руководителя министерства безопасности Грузии, лидера партии «Справедливость» и личного врага Шеварднадзе и Саакашвили Игоря Георгадзе. Или, например, Дмитрий Медведев заявил о завершении операции по принуждению к миру, но в этот же день главой серьезно усиленной группировки миротворцев в Абхазии был назначен генерал Владимир Шаманов – герой двух чеченских войск и, похоже, главный специалист в России по ведению войны в горах. Эти и другие события в интервью «Росбалту» прокомментировали известные военные эксперты.

Эксперт по военной и конфликтной тематике, писатель Владислав Шурыгин:

- Я думаю, что появление в Абхазии Игоря Георгадзе вполне возможно в качестве частного лица, которому небезразлична судьба собственной страны. Но не думаю, что он вернется в качестве руководителя. Скорее всего, это некая политическая угроза, и она только консолидирует нынешнюю правящую элиту Грузии, учитывая ее контролируемость, особенно, со стороны США.

Похоже, сейчас проводится подготовка замены Саакашвили на другую, более приемлемую для Соединенных Штатов фигуру. А замену революционную, в результате которой мог бы прийти к власти, скажем, Георгадзе, я считаю на данный момент невозможной. Грузинское общество сейчас деморализовано и сосредотачивается около определенного центра, лидера. Обвиняя власть, оно все равно стремится быть при этой власти и больше всего боится каких-либо резких перемен.

Я исключаю возможность государственного переворота в Грузии, даже если бы нам этого очень хотелось. Сейчас внутренняя политическая стабильность в Грузии гарантируется войной. Когда война закончится, начнутся вопросы: кто виноват и что делать. Тогда может появиться возможность для замены Саакашвили. Но на данный момент у американцев в кармане уже лежит Бурджанадзе, которая всегда готова организовать некую оппозицию Саакашвили и заменить его на посту президента.

Назначение генерала Шаманова командующим российской группировкой войск в Абхазии я считаю абсолютно верным. Если учитывать всю драму, которая произошла в Южной Осетии, и перспективы войны там, то на этом посту должен находиться человек, который может очень быстро и своевременно блокировать все угрозы. Я думаю, что наши войска в Абхазии не будут втягиваться в боевые действия, абхазы сами решат свои проблемы. Задача Шаманова состоит в том, чтобы не повторилась трагедия, произошедшая в Цхинвале.

Максимальный урон российскими войсками грузинской армии уже нанесен, армия Грузии перестала существовать как внятная сила, это очевидно. Наши не заинтересованы в продолжении войны, в ее эскалации. Заинтересованность российской стороны состоит в том, чтобы четко зафиксировать свои требования и условия по прекращению огня.

Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, член-корреспондент Академии военных наук Анатолий Цыганок:

- Силовое смещение Саакашвили и утверждение по главе Грузии Игоря Георгадзе возможно только при условии, что оппозиция его поддержит. Россия же не заинтересована в смене власти в Грузии, об этом сказали министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и президент РФ Дмитрий Медведев. Думаю, что грузинский народ должен решать самостоятельно, менять ему власть или нет.

В целом я одобряю назначение Шаманова на пост командующего российской группировкой войск в Абхазии. Россия четко усвоила уроки чеченской и натовской войн, в первую очередь в части подавления авиации, средств ПВО и радиолокационных станций. Мы не бомбим ни плотины, ни электростанции - придерживаемся верной тактики. Генерал Шаманов в Абхазии способен навести порядок. В горах он действительно единственный специалист, который может эффективно вести боевые действия.

Россия обязана довести до конца свою миротворческую операцию и вынудить Грузию вывести войска из зоны конфликта в Южной Осетии. Пока грузинская армия находится на территории Южной Осетии, российские войска будут ее уничтожать. А по моим данным, достаточно большая группировка войск Грузии на данный момент находится в отрогах слева и справа от Цхинвала. Подписанные ранее господином Саакашвили документы (имеется в виду французский план прекращения огня – «Росбалт) не имеют никакой юридической силы. Несмотря на подписание этих документов, грузинские войска все равно подвергают бомбардировке Цхинвал.

Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов:

- Я считаю, что проблема на данный момент заключается не в Саакашвили, а в самом грузинском обществе. Если Георгадзе не выдвинет другие лозунги, я думаю, он просто не сможет удержаться в Тбилиси, кроме как на российских штыках. По-моему, в наши планы пока не входило взятие штурмом грузинской столицы и подавление существующего там режима. Существует мнение, что Саакашвили якобы непопулярен, все грузинское общество негодует и хочет его сместить и, будто бы, легко эту манипуляцию произвести. Революция роз потому была успешной, что все общество по большей части ненавидело Шеварднадзе. Такой же ненависти по отношению к Саакашвили мы не видим.

Георгадзе - это политик, который популярности в Грузии не имеет; серьезных структур, которые бы опирались на грузинские ресурсы, а не на внешнее вмешательство, у него нет. Кстати, в программе его партии, несмотря на то, что она, так сказать, достаточно виртуальное образование, Южная Осетия и Абхазия указаны как части Грузии. Так что расчеты на то, что Георгадзе сможет стать сейчас серьезным грузинским политиком, на мой взгляд, совершенно неверные.

Главная ставка Россией должна делаться не на то, чтобы поменять кого-то в Тбилиси, а на то, чтобы применить весь адекватный набор средств, чтобы руководство Грузии поняло бесперспективность продолжения нынешнего курса. Это, конечно, будет громкое сравнение, но чтобы заставить Германию в 1945 году подписать капитуляцию, никто не занимался сменой режима, к формированию новой власти приступили позже. Поэтому и сейчас не стоит ставить телегу впереди лошади.

Думаю, что назначение Шаманова – это, прежде всего, политический ход. Он человек, известный далеко за пределами России. Поэтому и политический, и психологический эффект это назначение должно произвести.

Прекращение Россией боевых действий в Южной Осетии невозможно без одержания победы. Давайте не питать иллюзий. Мир никогда не устанавливается просто из альтруистических соображений. Поэтому о мире надо говорить, подразумевая определенные условия. Эти условия со стороны России заключаются в том, чтобы призвать, или, как сказал господин Медведев, «понудить» Грузию к выведению своих войск из Южной Осетии.

Беседовала Анна Еремина