Posted 14 августа 2008,, 20:08

Published 14 августа 2008,, 20:08

Modified 1 апреля, 21:05

Updated 1 апреля, 21:05

Россия в изоляции?

14 августа 2008, 20:08
Война в Южной Осетии стала своеобразным тестом на лояльность. Выяснилось, что практически ни у кого из ближайших союзников и партнеров России на постсоветском пространстве не хватило смелости публично встать на ее сторону. А ведь многие из них обязаны России.

Похоже, для российской дипломатии и пропагандистов ее имиджа за рубежом (а в Кремле сидят ответственные за это люди, и на их проекты выделяются миллионы рублей) наступает момент истины. В самое трудное для страны время, когда России пришлось ценой жизней собственных граждан заплатить за спасение соотечественников и друзей в Южной Осетии, на которых была обрушена вся мощь грузинской американизированной армии, Москва оказалась практически в окружении молчащих «ягнят».

И сейчас, когда основная операция по «принуждению к миру» официально закончена, стороны подсчитывают потери – людские и финансовые - и готовят иски в международные суды по обвинению друг друга в геноциде и этнических чистках, самое время задаться вопросом: отчего же Россия оказалась, по сути, в полной международной изоляции? Хорошо, пускай на привередливых и пронатовских европейцев повлияла отлично спланированная и проведенная информационная война со стороны Грузии и ее наставников. Но почему Москву никто, кроме Фиделя Кастро, не поддержал в ее, казалось бы, праведных действиях по защите мирного населения, которое расстреливали в упор «гордые грузинские джигиты» в то время, когда город спал? Это ли бесчеловечное, варварское действо не должно было вызвать просто хор возмущений и поддержки России ее ближайших союзников и партнеров на постсоветском пространстве? Ведь многие из них обязаны России.

Не вызвало. Странное «молчание ягнят» затянулось уже, казалось бы, до неприличия. Только после напоминания российского посла, в Белоруссии начали как-то невнятно и стыдливо мямлить о том, что готовят гуманитарную помощь пострадавшим в военном конфликте. Более того, президент союзного государства Александр Лукашенко не нашел другого времени, как в самый трудный для России час испытаний на Кавказе дать поручение своему МИДу «наладить отношения с Западом». Видимо, это уже называется ударом ниже пояса. А ведь именно Россия почти бесплатно многие годы «кормила» газом белорусов и всякий раз горой вставала за «батьку», когда Запад клеймил его за права человека, тоталитаризм, навешивая всех собак из-за несговорчивости, нежелания идти на поводу у западных монетаристов. Люди, близкие к президенту Лукашенко, говорят, что такова реакция на заявленное Москвой повышение цены на газ для Минска.

Удивляет и упорное молчание Узбекистана и его лидера Ислама Каримова. У политиков еще свежи в памяти заявления России в поддержку властей Узбекистана после резни в Андижане в 2005 году. Сегодня же Каримов с восточной осторожностью на всякий случай замер. А где голос Таджикистана в поддержку Москвы? Не Россия ли спасла это феодальное, по сути, образование после распада СССР от растворения в Афганистане? Запамятовали таджикские лидеры об озвученной готовности тогдашнего лидера афганцев, таджика по национальности, Ахмада Шах Масуда присоединить к себе Душанбе. При том, что Россия позже воевала за независимость Таджикистана, да и сегодня все еще охраняет его рубежи от недружественных посягательств. Кроме того, и для узбеков, и для таджиков Россия стала просто трудовой Меккой, спасая сотни тысяч их семей от безработицы, а значит - голода.

Только твердая позиция Москвы не позволила в 1992 году туркам вступить в Нахичевань. Тогда турецкая оппозиция оказывала сильнейшее давление на правительство, требуя военного вмешательства, вторжения на территорию Нахичевани. При этом турки тогда апеллировали к так называемому Карсскому договору (1921 года), в связи с которым Стамбул считал себя ответственным за мир в этом регионе. Тогда президент Турции Тургут Озал заявил: «Мы направим в Нахичевань войска. Мы должны отправить их туда без колебаний – иначе события в Нагорном Карабахе могут повториться и там». Не направили. И не в последнюю очередь потому, что Россия и Армения в числе других подписали коллективный договор о безопасности, который и стал холодным душем для турков. Молчит Армения…

Военный конфликт на Кавказе стал моментом истины и для такого образования, как Союз Независимых Государств, который возник на пепелище упокоившегося Советского Союза. Многие давно уже подозревали, что это мертворожденное дитя, но сегодня это стало ясно, как никогда ранее. Кто-кто, а главы СНГ просто обязаны были немедленно собраться для анализа создавшейся ситуации и выработки плана действий для прекращения убийств мирных жителей. Похоже, роль СНГ в единственном лице сыграл президент Франции Николя Саркози. А СНГ, оказалось, на самом деле нет. Это только красивая и бесполезная ширма для некого самоуспокоения - видимо, прежде всего, России. При первом же столкновении с грубыми реалиями жизни Союз просто не выдержал. Не было ни единой, заметим, попытки ни одного из его членов предпринять что-либо коллективно. Наоборот, член СНГ Украина, например, составила де-факто коалицию с агрессором, расстрелявшим в упор спящих людей.

Подобные же вопросы можно было бы задать и странам-членам субрегиональной международной организации взаимозащиты ШОС, куда входят и Россия, и ее постсоветские азиатские партнеры – Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан (а также Китай.)

Дополняет удручающую картину молчаливой изоляции России и полная неспособность ее кремлевских имиджмейкеров эффективно использовать миллионы рублей налогоплательщиков, которые ежегодно выделяются на создание привлекательного образа страны за рубежом. В кремлевском департаменте, ответственном за это, люди приходят и уходят, но ничего в лучшую сторону не меняется. Остается загадкой, каким образом осуществляется подбор кадров, не имеющих зачастую даже представления о странах, с которыми надо работать, и как именно влиять на их общественное мнение.

Анализ виртуозной пропагандистской компании Грузии, при которой Саакашивли легко удалось превратить Россию из миротворца в агрессора, а себя, варвара - в птицу мира, лишний раз свидетельствует об этом. Очевидно, одной устрашающей риторики в том духе, что мы дадим адекватный ответ, со стороны российского представителя при НАТО Дмитрия Рогозина, который с понедельника, как публично признался сам, так и не смог больше встретиться с руководством блока, смехотворно недостаточно. Заявления Рогозина в эфире российского телевидения о том, что его представительство собирается расследовать действия некоего бельгийского пиар-агентства, обеспечившего оглушительный международный пропагандистский прорыв для Грузии, вызывают сочувствие. (У меня есть подозрения, что это самое бельгийское пиар-агентство, о котором написала вчера западная печать, имеет некоторое отношение к НАТО, сидящему там же, в Бельгии, у нашего постпреда под носом.) Но, видимо, журналисту и политику Дмитрию Рогозину известно также высказывание о том, что после боя кулаками не машут. Продуктивнее все же махать ими в процессе.

Очевидно, что из грузино-южноосетинской войны Россия вышла уже иной, чем была до нее. В ином окружении и качестве. Свой тест в этой войне, даже помимо их воли, прошли все друзья и недруги России. Учитывая новую риторику и действия США (несмотря на попытки Владимира Путина в день открытия Олимпиады в Пекине склонить некоторых лидеров на свою сторону), похоже, в мире происходит некая попытка перегруппировки политических сил. И ее цель – изолировать Россию, посмевшую после многих лет унижений заявить о себе как о полноценном политическом игроке на шахматной доске мира, которую многие все еще идентифицируют с «шахматной доской» Бжезинского и его ученика Буша.

Алла Ярошинская