Posted 25 августа 2008,, 13:00

Published 25 августа 2008,, 13:00

Modified 1 апреля, 20:58

Updated 1 апреля, 20:58

Осторожно, двери открываются

25 августа 2008, 13:00
Совет Федерации и Госдума признали независимость Южной Осетии и Абхазии. Сергей Миронов назвал это решение «историческим», а Сергей Багапш и Эдуард Кокойты уверены, что оно принесет мир на Кавказ.

Процесс международного оформления государственной независимости Южной Осетии и Абхазии можно считать необратимым. Напомним, еще в середине августа Дмитрий Медведев заявил, что Россия «поддержит любое решение, которое примут народы Южной Осетии и Абхазии в соответствии с уставом ООН, международной конвенцией 1966 года и Хельсинкским актом о безопасности в Европе». Сегодня же Совет Федерации на внеочередном собрании единогласно принял обращение к президенту РФ о признании независимости этих республик.

В документе говорится, что Совет Федерации, «приветствуя стремление народов Южной Осетии и Абхазии к независимости, миру и стабильности, принимая во внимание неоднократные обращения Южной Осетии и Абхазии о признании их независимости, в том числе поступившие 22 и 24 августа 2008 года, предлагает признать независимость Южной Осетии и Абхазии».

Обсуждение ожидаемого судьбоносного решения проходило в спокойной обстановке и сюрпризов не принесло. Ровно к десяти утра в зал Совфеда, где уже собрались сенаторы, проследовали в строгих темных костюмах президенты Эдуард Кокойты и Сергей Багапш. После обычной процедуры регистрации спикер Сергей Миронов предложил коллегам «поддержать стремление народов Южной Осетии и Абхазии к независимости».

Затем слово было предоставлено Кокойты и Багапшу. Их выступления были недолгими, но довольно эмоциональными. Эдуард Кокойты отметил, что народы двух республик сделали все, чтобы добиться независимости, не нарушая норм международного права. «Мы имеем больше политико-правовых оснований, чем Косово, для признания (независимости). Когда я говорю «мы», я имею в виду и Южную Осетию, и Абхазию», - сказал Эдуард Кокойты.

Как заявил Сергей Багапш, «все наши взоры направлены на Россию». «Мы идем на этот шаг сознательно, чтобы сохранить наши народы, наши этносы, наши языки», - отметил абхазский лидер. «Одно могу сказать точно: ни Абхазия, ни Южная Осетия больше никогда не будут с Грузией в одном государстве. И мы просим вас перешагнуть этот барьер и признать наши республики независимыми государствами», - заявил он.

Последовавшие затем выступления представителей Дагестана, Кемеровской, Курганской областей, Северной Осетии и Ингушетии подтвердили, что решение сенаторов будет единодушным. «У нас нет другого выхода, кроме как поддержать просьбу этих двух государств и дать этим непризнанным территориям путь к самостоятельному развитию в качестве субъектов международного права и созданию собственной государственности», - сказал глава комитета по делам СНГ Вадим Густов.

Прения в первой части заседания заняли всего 45 минут. В результате Совет Федерации «всецело поддержал политику в отношении Южной Осетии и Абхазии, проводимую президентом РФ».

По завершении голосования (все 130 сенаторов - "за") и первой половины заседания, президент Абхазии Сергей Багапш заявил журналистам: «Сегодня наступила справедливость, и мы надеемся, что она послужит стабилизации на Северном Кавказе». По его словам, в условиях независимости абхазский народ сможет сохранить свою культуру, историю, традиции и обычаи. «Не сомневаюсь, что мы сумеем выстроить нормальные отношения и с простым народом Грузии, и с народом России, а также с народами других независимых и суверенных государств», - отметил Сергей Багапш. Эдуард Кокойты также назвал принятое Советом Федерации решение событием, которое «будет способствовать укреплению мира и стабильности на Кавказе».

Вместе с тем, югоосетинский и абхазский президенты не стали озвучивать дальнейших планов по развитию отношений с СНГ, Россией и международным сообществом. «Мы ждем положительного решения президента России», - подчеркнул Эдуард Кокойты.

Через некоторое время стало известно, что российские сенаторы единогласно одобрили направление в Южную Осетию и Абхазию дополнительного контингента российских миротворцев. Об этом по окончании второй, уже закрытой части заседания, сообщил спикер Сергей Миронов. При этом он отметил, что вопрос о количестве миротворцев, а также о том, куда конкретно они будут направлены, является прерогативой Верховного главнокомандующего. Ранее заместитель начальника Генштаба России Анатолий Ноговицын сообщал, что количество миротворцев превысит 2,5 тысячи: на грузино-абхазском направлении - 2142, а на югоосетинском - 452 военнослужащих.

Буквально через несколько часов после заседания Совфеда Госдума также приняла обращение к президенту Дмитрию Медведеву о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.

Политик и экономист Сергей Глазьев считает, что признание независимости двух реально самостоятельных субъектов - это "лишь запоздалая легализация давно совершившегося факта", а связанные с этим расходы многократно эффективнее, чем расходы, связанные с принятием и обустройством десятков тысяч беженцев, большинство из которых - граждане России. В интервью "Росбалту" Глазьев отметил, что военные расходы вырастут в пределах 1-2%, связанных с текущим содержанием дополнительного воинского контингента, находящегося в конфликтной зоне. «Все равно нам этот контингент придется содержать во избежание массового убийства мирных граждан», - отметил он.

Вместе с тем, некоторые политологи полагают, что в вопросе о признании республик не все так однозначно. В частности, сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин видит в сложившейся ситуации «прямой аналог ситуации с Южным Кипром» и считает, что «Дмитрий Медведев не сразу одобрит это обращение». «Абхазия и Южная Осетия имеют полное моральное и юридическое право на получение независимости. Вопрос в том, как это сделать, потому что важно действовать не только в позиции общественного мнения и убежденности в праве, но и таким образом, чтобы за этим последовало широкое международно-правовое признание. А вот этих условий, по-моему, еще нет», - полагает эксперт.

По его мнению, цель признания независимости заключается в обеспечении безопасности Южной Осетии и Абхазии, «а для этого необходимо не только усиление миротворцев, как это предусмотрено планом Медведева-Саркози, но и продуманные внешнеполитические шаги, чтобы создать международно-правовую основу для обеспечения безопасности».

Дмитрий Пановкин