Posted 1 сентября 2008,, 14:26

Published 1 сентября 2008,, 14:26

Modified 1 апреля, 20:50

Updated 1 апреля, 20:50

Михаил Ковальчик: Творчество лучше, чем война

1 сентября 2008, 14:26
Главный режиссер «Царицынской оперы» Михаил Ковальчик рассказал ИА «Росбалт-Юг» о дееспособности волгоградских властей, о ростовских театрах, состоянии федеральных курортов, аспектах творчества в ходе театральной карьеры.

Главный режиссер «Царицынской оперы» Михаил Ковальчик рассказал корреспонденту ИА «Росбалт-Юг» о дееспособности волгоградской городской и областной властей, о контактах с ростовскими театрами, о состоянии федеральных курортов, об аспектах творчества в ходе театральной карьеры. Но начали мы разговор с самой животрепещущей темы.

- Михаил Станиславович, как Вы, в чьих жилах течет, как я помню, много кровей, наверное, с польской доминантой, прежде всего, отнеслись к грузино-осетинскому конфликту, к прошедшей войне?

- Во мне течет польская, белорусская кровь, немножко еврейской и русской. Это я получил от родителей, которые тоже перемешаны национально. Вообще я родился в Барановичах, в Западной Белоруссии. И там мы не очень обращали внимания, какой мы национальности, все дружно жили. Поэтому для меня вопрос националистических проявлений кажется диким варварством. И если мы в 21-м веке не пришли к тому, чтобы из-за разной крови не убивать друг друга, то куда идет цивилизация? Тогда я могу вопросить, а что делала культура все время? Или ее специально держат на остаточном принципе, чтобы она не давала человеку возможности очеловечиться в полном смысле. Я, например, не принимаю любую форму насилия. По молодости мы и дрались и все, но сейчас для меня ударить человека – это преступление. И человечество, имея ООН, и вроде все умные люди, сегодня изготавливает такое количество оружия вместо того, чтобы накормить голодных.
А, возвращаясь к грузино-осетинскому конфликту, скажу, что у меня очень много коллег этих национальностей, друзей в искусстве. В Волгограде работает мой замечательный приятель, народный артист России Отар Джангишерашвили (главный режиссер Нового экспериментального театра – прим. ред.) - умный, образованный грузин, он никогда не подымет ни на кого руку. Значит, это делают люди, которые в силу своей безумно низкой культуры, дикости, подговариваемые кем-то, совершают античеловеческие поступки. И для меня есть две Грузии. Грузия прекрасных художников, это и Важа Пшавела, Руставели, Табидзе, Гия Канчели, Стуруа, люди, которые делают замечательное кино. Я знаю очень много простых людей, бывал там часто. Великодушных, гостеприимных, музыкальных. И эту Грузию я не разделю с теми, кто сегодня с оружием в руках идет на соседа. Из-за каких бы политических амбиций это не происходило. А там сжигали деревни, убивали детей. Тут нужен суд, как в свое время судили фашизм. Я осуждаю, не понимаю правителя нынешнего Грузии.

Политика – очень сложная вещь. Если формально посмотреть, Осетия принадлежит Грузии. Тогда решайте конфликты как угодно, только без крови, не вмешивая в это стариков, детей, женщин. Я, честно говоря, любое насилие не приемлю, ни с нашей, ни с другой стороны. Но это принуждение к миру было оправдано. Воспитанный человек не позволит себе напасть на другой народ.

- После вопроса межгосударственного вернемся к внутрироссийским делам. Волгоград за последние годы «прославился» множеством различных скандалов во властных структурах. Как часть областной и городской элиты Вы бы оценили то, что происходило в Волгограде в минувшие годы, и как, на Ваш взгляд, ситуация выглядит сейчас?

- Занимая подобный пост и участвуя в определении культурной политики области, я, конечно, внимательно наблюдаю за происходящим во власти. Сейчас как-то выровнялось. Раньше была очень горькая ситуация. Я приехал в город легендарный, город великой боевой славы русского народа. В 2003 году к 60-летию битвы я поставил композицию «Великий подвиг Сталинграда» и стал лауреатом премии города-героя. Это святой город. Вы ведь помните, что после войны было предложение оставить все руины и сделать музей, а новый город построить чуть севернее. Но Сталин на это не пошел. Остались мельница и Дом Павлова – наглядное свидетельство прошлого варварства. Такой город обязан был иметь замечательных руководителей. Тем более город признан ЮНЕСКО как столица мира и согласия. Весь мир знает слово Сталинград. Чехарду, которая творилась, я лично воспринимал как позор. Все, что было, – мышиная возня. Город возглавлял человек, который, как выясняется, был не чист на руку…

- Вы, в самом деле, так думаете? Такое у Вас о бывшем мэре однозначное мнение?

- С другой стороны, Ищенко очень много сделал для города, построил храм, помогал бедным. Могу сказать, он помог и мне. Я не могу к Ищенко отнестись однозначно, потому что много было и наговоров, поклепов. Потому что всякое бывает в политике: я вижу, как чернят людей, незаконно осуждают. Есть это, к сожаленью, в нашем обществе сегодня. И мы видим колоссально страшные примеры, когда человека оболгали, сняли, а потом выясняется, что он совершенно не виноват. Мне бы очень хотелось верить в то, что Ищенко – честный и нормальный человек. Ну, молодой он человек, который получил такую власть, но еще раз подчеркиваю: он многое сделал для города…

- А новый глава города уже себя проявил?

- Сейчас надежда на Гребенникова. Пришел тоже молодой парень. С моей точки зрения, он работает хорошо. И очень бы хотелось, чтоб в новом руководстве города исчезли те недостатки, свойственные старому, и оно больше бы обращало внимание на искусство и культуру. Подвижки уже есть, хотя бы в отношении «Царицынской оперы». У нас завершается реконструкция, и мы пригласим ближе к Новому году зрителей в шикарное помещение, трехъярусное, с прекрасной акустикой. И отметим это премьерой детского музыкального спектакля на музыку и стихи волгоградских авторов.

- А как у Вас строятся отношения с областной властью, с губернатором Максютой?

- В связи с переходом «Царицынской оперы» в областное подчинение могу сказать, что отношения укрепились. Максюта делает все возможное, чтобы Волгоград стал экономически крепким и сильным регионом. Мне нравится, что среди последних назначений губернатора стало назначение председателем комитета по культуре Василия Галушкина, бывшего депутата Госдумы (боровшегося в 2007 году и за пост мэра Волгограда – прим. ред.). В свое время он как строитель построил Театр музыкальной комедии. Сегодня после назначения Василий Иванович уже неоднократно приходил к нам в театр и уже оказал реальную помощь в ремонте, инициировав выделение из областного бюджета достаточно крупной суммы – более 12 млн рублей. И благодаря во многом его усилиям 1 декабря мы откроем обновленное здание «Царицынской оперы». Очень жалко, что он не стал мэром города (смеется), но хорошо, что он стал, скажем так, министром культуры Волгоградской области.

- В Волгограде представительство политических сил, как известно, разнообразно, а Вы сами тяготеете к какому лагерю?

- Мне очень понравилось в свое время выражение Станиславского: «Я всегда стоял и стою на одной платформе – эстетической». В этом проявлена очень мудрая независимость художника от влияния той или иной партии.

- А партийные платформы вас не пытаются приманить? Те же активные единороссы?

- Ну, насильно не затащишь. Были попытки, приходили в театр, приглашали вступить в партию. Или когда была выборная кампания. Но я и мои коллеги остаемся всегда чуть-чуть наблюдателями.

- А за кого вы сами голосовали и голосуете?

- Когда я прихожу на избирательный участок, внимательно изучаю программы кандидатов и после этого голосую. Но в большинстве случаев я был в русле неких единых направлений, потому что я вижу, эти люди менее говорливы, более деловиты. Мне как режиссеру надо быть объективным в этом плане.

- Какова география гастролей «Царицынской оперы»?

- Были в Смоленске, сегодня начинаем подготовку к гастролям в Белоруссию. Мы первыми проложили тропинку к грядущему году России в Белоруссии, поставив в Гомеле мюзикл «Пинская шляхта». А 7 ноября в Минске будет концерт солистов нашего театра и волгоградского казачьего ансамбля. В дальнее же зарубежье пока отправляются наши отдельные вокалисты Черепанов, Девяткина-Медведева, Семенова, Барышева, в целом составе коллектив не ездит, пока не сформирована основная афиша.

- Михаил Станиславович, как руководитель волгоградского театра Вы поддерживаете связи с ростовскими коллегами?

- Я знаю, что в Ростовском музыкальном работал очень интересный директор Вячеслав Кущев. И это им был создан очень хороший театр с уклоном в оперный. Я видел там и оперетты очень высокого уровня. Те спектакли, которые я там видел, меня всегда поражали.

- А Вы часто бываете в Ростове?

- Да, часто. В том числе и потому, что я дружу с Николаем Сорокиным, руководителем замечательного коллектива ростовской драмы, и именно он меня пригласил поставить там спектакль, когда увидел моего «Скрипача на крыше» Джерри Бока, и мы тогда сделали симбиоз – спектакль по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва», который очень любили актеры. Вот недавно я встречал заслуженного артиста России Зайцева, он говорил очень добрые слова о постановке и зрительской реакции. Мне очень нравится драма ростовская, это мощный театр. Когда я ставил оперный спектакль в Воронеже, ростовчане приехали туда на гастроли. Я посмотрел спектакль «Васса Железнова» в постановке Сорокина, другие спектакли. На «Вассе» Горького, можете представить, в Воронеже летом был полный зал. А там в оперном театре - 1200 мест!

- Семь лет Вы отдали Пятигорску, да и ныне, знаю, приезжаете каждый год. Как Вам с дистанции сейчас видится состояние театра?

- Мне небезразлична судьба этого города и этого театра. Здесь я получил высокое звание Заслуженного деятеля искусств России. Мне здесь очень плодотворно работалось.

Что касается сегодняшнего положения в театре. Когда я почувствовал, что театр начинает стареть, вышел с инициативой в министерство культуры края, и оно позволило нам набрать 2 курса студентов. И выпуски оказались очень хорошие. Многие работают в театре. Мало того, двое человек работают в Москве. Один у Галины Вишневской – Леша Парфенов, и Сережа Минкин в театре Наталии Сац. Приятно, что твои ученики работают в престижных московских театрах. Но основная масса моих студентов закрепилась здесь, та же Оксана Клименко сейчас на главных ролях. Однако главной проблемой театра остается вокальная сторона, а для оперетты это крайне важно. Ведь еще при мне Театр музыкальной комедии получил статус театра оперетты. И вот сейчас, когда я вижу, что человек, не имеющий голоса, поет партию Эдвина или актриса, не совсем берущая нужные ноты у Кальмана в «Баядере», вдруг поет непростую партию, мне хочется спросить: «Ребята, а почему вы это допускаете?» Это недопустимо в профессиональном театре. Но в целом театр работает стабильно, зритель ходит. И я не могу сказать ничего злого в адрес места, где мне хорошо работалось, где я поставил много хороших спектаклей, и именно тогда спектакль «Венские встречи» был приглашен в Москву, где мы получили престижную премию «Окно в Россию». Для меня пятигорский период останется очень ярким.

- Сейчас здесь бываете как курортник?

- Я, к сожалению, не могу позволить себе роскошь отдыхать в санатории. Коллеги мои волгоградские, занимающие определенные посты, здесь отдыхают и довольны уровнем сервиса. Но для простых людей – это безумные деньги. В советское время я мог себе позволить такой отдых, а сейчас и мне тяжеловато. Вот это печалит. У меня только есть надежда, что перестроечный период для страны и для города заканчивается и можно будет выйти на некую стабильную жизнь.

- Кстати, о стабильности: о Волгограде мы уже вспомнили, но Пятигорск тоже в последние годы отмечен различными пертурбациями во власти. Какой Вам видится ситуация сейчас?

- Здесь я тоже с горечью наблюдал за мышиной вознёй, которая возникала в процессе борьбы за власть в городе. И то, что сейчас пришло к какому-то единому знаменателю, это радует. Пятигорск заслуживает хороших руководителей. Много здесь хорошего уже делается, это видно.

- В ближайшее время, как Вы чувствуете, ждут ли страну какие-то потрясения, или продолжится эволюция стабильности?

- Я абсолютно убежден, что будет эволюционный процесс. В России к власти пришли молодые, но достаточно мудрые ребята. Мне нравится их твердость в каких-то вопросах. Они обеспечивают эволюционный путь улучшения жизни россиян, влияния на международную обстановку. Я вижу все тенденции к этому. И я надеюсь на лучшее и вижу подвижки. Как человек, который реализуется в творчестве, и мне в этом плане повезло в жизни, я бы хотел работать на театре театральных, а не военных действий.

Беседовал Эрик Соловьев