Posted 7 июля 2009,, 13:31

Published 7 июля 2009,, 13:31

Modified 1 апреля, 17:27

Updated 1 апреля, 17:27

Ингушетия: в ожидании Евкурова

7 июля 2009, 13:31
Вести об улучшении состояния раненого президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова могут положительно повлиять на обстановку в республике. Сейчас он находится в сознании и активно идет на поправку.

В Ингушетии разрешилась властная коллизия, вызванная неспособностью тяжело раненного Юнус-Бека Евкурова исполнять президентские полномочия. 3 июля Дмитрий Медведев назначил председателя правительства РИ Рашида Гайсанова временно исполняющим обязанности главы республики.

Назначение Рашида Гайсанова призвано было покончить со слухами о возможном «переподчинении» Ингушетии Грозному. Такие слухи усилились из-за той роли, которую стали играть чеченские силовики в деле преследования боевиков на территории РИ. Впрочем, некоторые наблюдатели не поверили формальному назначению и продолжают настаивать на том, что экономист Гайсанов имеет только «гражданскую» власть, а «силовая» составляющая переходит в руки грозненской администрации.

Впрочем, еще в конце июня министр внутренних дел Ингушетии Руслан Мейриев решительно опроверг такую версию. «Никакого «кураторства» в республике нет и не будет, в том числе и в правоохранительных структурах. Что касается совместных действий с Чеченской Республикой по нейтрализации бандитов, то утвержден специальный план совместных действий», – заявил тогда глава МВД.

Против «внешнего управления» выступила и ингушская оппозиция. «Если надо, люди хоть с топорами, но будут защищать свою родину, и никакой Кадыров здесь руководить не будет», – разъяснил руководитель движения «Справедливая Ингушетия» Магомед Хазбиев. Однако оппозиция предложила иной способ подбора замены раненому Евкурову. Общественные лидеры полагали необходимым созыв чрезвычайного съезда ингушского народа. Оппозицией называлось и имя желаемого врио главы республики – бывший президент Руслан Аушев.

В связи с такой инициативой МВД и прокуратура Ингушетии «строго предупредили» оппозиционеров. «Созыв съезда ингушского народа – прерогатива исключительно руководителя высшей государственной власти республики, в ином случае это является нарушением законодательства», – многозначительно пояснили в МВД. «В Конституции прописано, что съезд может собрать только президент Ингушетии», – вынесла предостережение Хазбиеву региональная прокуратура.

Оппозиция осталась недовольна методом разрешения вопроса о власти. В разговоре с корреспондентом «Росбалта» Магомед Хазбиев заявил, что нынешние руководители республики «не имеют никакого авторитета, никакого уважения».

«Они никто, и их никто не знал и не знает, – утверждает оппозиционер. – Они не смогут остановить войну. И никто к ним не прислушается, даже из простых людей, которые из-за кровной мести могут ходить по ночам с оружием в руках. Не говоря уже о бандподполье». По замечанию лидера оппозиции, Юнус-Бек Евкуров тоже не смог остановить процесс гражданской войны, «который затеял бывший президент Мурат Зязиков».

«Этот процесс только набирал обороты, а Юнус-Бек Баматгиреевич или не знал, как остановить войну, или ему не давали возможности сделать это», – уточняет Хазбиев.

Между тем, бандитское подполье напомнило о себе уже на следующий день после утверждения Медведевым временного главы республики. Автоколонна чеченских милиционеров, состоявшая из одного внедорожника УАЗ и четырех микроавтобусов, была обстреляна из лесного массива по дороге между селениями Чемульга и Аршты в Сунженском районе Ингушетии. В результате нападения погибли 9 чеченских милиционеров, 10 были ранены.

Нападения на сотрудников МВД происходят в Ингушетии регулярно, но обстрелов автоколонн с таким количеством жертв не было уже давно на всем Северном Кавказе.

О блокировании боевиков – предполагаемых участников нападения – было сообщено уже 5 июля. Через два дня министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов рапортовал президенту ЧР Ахмату Кадырову, что в ходе преследования банды удалось уничтожить нескольких боевиков. Общее же число бандитов из преследуемой группы оценивалось в 20 боевиков.

По замечанию источников в МВД Ингушетии, поиск и погони за боевиками на границе двух республик приняли затяжной характер. «Продолжаются поисковые мероприятия, прочесывания лесного массива», – регулярно сообщает пресс-служба министерства. Руководитель пресс-службы Мадина Хадзиева в разговоре с корреспондентом «Росбалта» уточняет, что изначальная задача преследования боевиков до их полной нейтрализации – либо задержания, либо уничтожения – остается неизменной.

Общая криминогенная обстановка в Ингушетии, по словам правоохранителей, после покушения на Юнус-Бека Евкурова не обострилась. В МВД республики ситуацию характеризуют как «стабильно сложную». «Каждый день происходит примерно одинаковое количество преступлений и происшествий, среди которых есть более резонансные и менее резонансные», – уточняют в МВД Ингушетии.

Кстати, среди «наиболее резонансных» можно упомянуть обстрел 7 июля автомашины начальника экспертно-криминалистического центра МВД Ингушетии Магомеда Гадаборшева. Нападение произошло в Назрани на пересечении улиц Московская и Победы. Полковник милиции получил ранение в голову и был госпитализирован.

«В республике все органы власти работают в обычном режиме, никто не растерялся. Работаем как единый сплоченный организм, – так охарактеризовал жизнь в регионе Рашид Гайсанов, выступая перед депутатами Народного собрания. – Сегодня ведется бескомпромиссная борьба с участниками незаконных вооруженных формирований».

Впрочем, есть то, что действительно может повлиять на стабильность обстановки в Ингушетии сегодня. Это, без сомнения, вести о здоровье президента, которые становятся все более обнадеживающими. 3 июля Юнус-Бек Евкуров, находящийся в московской клинике, пришел в сознание. «Сейчас он находится в сознании и активно идет на поправку», – это уже 6 июля сообщал директор института хирургии им. Вишневского Владимир Федоров.

«Мы надеемся, что в скором времени Юнус-Бек Евкуров поправится и приступит к своей работе», – такую надежду выразил на последнем перед парламентскими каникулами заседании Народного собрания спикер Махмуд Сакалов.

Между тем, как сообщил "Росбалту" источник, близкий к администрации президента РФ, администрация главы государства запросила дела ряда человек - возможных преемников президента Ингушетии.

Так что будущее республики – в умелых руках московских эскулапов.

Дмитрий Ремизов