Posted 30 августа 2009,, 11:16

Published 30 августа 2009,, 11:16

Modified 1 апреля, 16:50

Updated 1 апреля, 16:50

Рокировка ПРО: «кукушка» и «ястреб»

30 августа 2009, 11:16
Слухи об отказе США от размещения элементов ПРО в Польше и Чехии оказались преувеличенными - речь идет лишь о корректировке. Через несколько лет в Польше могут появиться ракеты, сопоставимые с GBI, но гораздо более надежные и эффективные.

Помощник госсекретаря США по связям с общественностью Филип Кроули назвал «неточной» информацию об отказе Вашингтона от размещения элементов ПРО в Польше и Чехии, распространенную варшавскими СМИ. «Наш обзор системы ПРО продолжается и не достиг завершения», — подчеркнул он. Таким образом, слухи о тотальном отказе администрации Обамы от третьего позиционного района оказались сильно преувеличенными – вероятно, речь идет лишь о корректировке.

Как сообщал ранее Infox, США рассматривают в рамках планируемого размещения в Польше объекта ПРО возможность замены противоракет наземного базирования GBI, предназначенных для заатмосферного перехвата баллистических ракет дальнего радиуса действия, на ракеты-перехватчики SM-3 с корабельной системы ПРО Aegis ("Иджис"), официально классифицируемые как нестратегические. Для этого корпорация Raytheon планирует разработать наземную модификацию корабельной противоракеты SM-3. В Вашингтоне рассчитывают, что такая "рокировка" позволит договориться с Россией: главный аргумент - SM-3 якобы не способны перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР).

Американцы столь упорно пытаются разместить перехватчики в Польше по нескольким причинам. Во-первых, при размещении противоракет на собственной территории перехват МБР приходится осуществлять более или менее «лоб в лоб»: боеголовка и перехватчик несутся навстречу друг другу с огромной скоростью (более 10 км/с), поэтому возникают затруднения с попаданием. Во-вторых, перед системой наведения встает сложнейшая задача выделения боеголовок из огромного «облака» ложных целей. В-третьих, боеголовки, установленные на МБР, приходится сбивать по отдельности, тратя на каждую по противоракете.

Размещение перехватчиков в Восточной Европе позволяет разом решить все эти проблемы. Во-первых, противоракета летит не в «лоб», а по почти параллельной траектории, сближение происходит со скоростью всего в пару метров в секунду, и попасть в МБР оказывается не сложнее, чем в ракету средней дальности. Во-вторых, отпадает основная часть проблем с дискриминацией ложных целей – например, инфракрасная головка самонаведения перехватчика просто наводится на факел МБР. В итоге может быть обеспечена очень высокая вероятность перехвата – около 0,9.

При этом наиболее уязвимыми оказываются как раз мощные многоголовые ракеты, у которых этап «построения боевых порядков» весьма продолжителен. Кроме того, стартующие в Польше перехватчики смогут поражать МБР до разделения боеголовок, что кратно повышает их «КПД». Фактически, десяток противоракет в Восточной Европе равноценен полусотне перехватчиков на Аляске – и это без учета большей точности.

Разумеется, американцы заявляют, что перехватчики в Польше не способны остановить удар сотен российских ракет - однако следует понимать, что в случае внезапного обезоруживающего удара США стартуют отнюдь не сотни МБР. Фактически, даже десяток перехватчиков способен создать монументальные проблемы наземным стратегическим силам РФ, расположенным в европейской части страны. Впрочем, чтобы реализовать это, перехватчики должны обладать довольно внушительными характеристиками – дальностью не менее 3 тыс. км и скоростью от 7 км/с.

Сейчас Белый дом собирается менять GBI на SM-3 – и позиционирует эту операцию как акт доброй воли. Однако в действительности как раз GBI даже официально считались «суррогатной» - т.е., по сути, чисто экспериментальной системой. Эта комбинация коммерческой ракеты и кинетического перехватчика была признана небоеготовой в прошлом году. Так что фактически она не представляла для российских СЯС сколько-нибудь реальной угрозы. SM-3 же заслуженно считаются наиболее эффективным элементом американской ПРО, а их боеготовность уступает только отработанным «Патриотaм».

Однако в Вашингтоне утверждают, что SM-3 в принципе не предназначены для перехвата МБР, относятся к нестратегической ПРО (ПРО ТВД) и поэтому не являются угрозой для СЯС РФ. Действительно, до 2001 года перед «морской» ПРО не ставилось задачи перехвата межконтинентальных баллистических ракет. Однако с приходом к власти администрации Буша было принято решение «перезагрузить» программу с тем, чтобы добиться возможности перехвата МБР на восходящем участке траектории, а в перспективе – на ее активном участке.

Сценарии некоторых испытаний однозначно указывают, что Пентагон рассматривает SM-3 как часть стратегической ПРО. Так, 18 июля 2008 года было осуществлено испытание системы ПРО на способность выделить боевую часть баллистической ракеты большой дальности при использовании средств преодоления ПРО. В качестве мишени использовалась ракета STARS, скорость и дальность которой сопоставимы с полноценными МБР. Несмотря на то, что цель вошла в зону перехвата раньше, чем ожидалось, решение на перехват было успешно выработано. Условный пуск ракеты-перехватчика GBI был выполнен расчетами авиабазы Ванденберг. Был имитирован также пуск SM-3 с борта эсминца «Милиус». Так что пуски по ракете большой дальности имитировались не только GBI, но и «нестратегической» SM-3.

Но поскольку реальный перехват ракеты большой дальности означал бы, что SM-3 должна классифицироваться как элемент стратегической ПРО, Пентагон предпочел заменить прямолинейное испытание на перехват МБР несколькими более «политкорректными» тестами. Удар по спутнику доказал возможность перехвата целей с «межконтинентальными» скоростями, а условные пуски по собственно ракетам – возможность выделения нужных целей с последующей своевременной атакой.

Таким образом, стратегический характер программы не подлежит сомнению. Вопрос в том, насколько SM-3 способны «работать» по российским МБР из Восточной Европы. Нынешняя модификация SM-3 (SM-3 Blok IA) имеет дальность перехвата более 500 км, досягаемость по высоте 250 км, а ее скорость по результатам испытаний не превышает 3,2 м/с. Перехватывать российские МБР, летящие по кроссполярным трассам, ракета с такими характеристиками действительно не способна. Проблема в том, что в Польше собираются размещать не эти довольно «невинные» перехватчики, а нечто гораздо более серьезное. Так в июле компания Raytheon завершила оценку окончательной конструкции (CDR – Critical Design Review) по программе SM-3 Block 1B. Завершение CDR открывает дорогу в 2010 году летным испытаниям и последующему развертыванию новой модификации перехватчиков.

Напомним, что фактическим дебютом модернизированных SM-3 стал «снос» с орбиты спутника в феврале 2008 года – скорость «сателлита» составляла более 7,5 км/с (но ниже первой космической – ИСЗ уже сходил с орбиты). Максимальная скорость МБР составляет 6-7 м/с. Удар по спутнику и был испытанием прототипа SM-3 Block IB с резко увеличенной дальностью перехвата и значительно повышенной скоростью. Между тем, эти перехватчики – только промежуточный этап. С 2012 года планируется начать производство «полнокалиберных» 21-дюймовых (533 мм) противоракет SМ-3 «блок II A/B» (Full caliber 21 inch interceptor rockets) с 533-мм корпусом по всей длине ракеты (сейчас - 343 мм). Энергетика этой модификации «нестратегической» SM-3 окажется сопоставимой с GBI. При этом, хотя официально заявленная скорость SМ-3 "блок II A/B" по техзаданию должна составить 4,5 км/с, эти данные заведомо занижены. Фактически речь идет о сугубо «бумажной» подгонке характеристик SМ-3 "блок II"под договорные ограничения – согласно правилам, перехватчики с большими скоростями уже классифицируются как стратегические.

Итак, если «миролюбивые» планы администрация Обамы не претерпят изменений, через несколько лет в Польше могут появиться ракеты, сопоставимые с GBI по основным параметрам, но при этом гораздо более надежные и эффективные.

При этом под замену GBI на SM-3 Пентагон намерен скорректировать планы развертывания перехватчиков в Польше – разумеется, в сторону увеличения; вместо 10-ти GBI речь идет уже о 6-7-ми батареях SM-3. Впрочем, количество «сиюминутно» развернутых перехватчиков имеет в основном имиджевое значение. SM-3 – весьма компактная ракета (длина 6,5 м), ее можно разворачивать и в мобильном варианте. Таким образом, при наличии «готового» радара возможно размещение в Восточной Европе произвольного количества перехватчиков – мобильные системы могут быть доставлены и приведены в боевую готовность в течение 24 часов. Кстати, и Boeing не отказывается от дальнейшего совершенствования своей системы GBI – причем в том же направлении. Недавно компания представила облегченный двухступенчатый вариант ракеты, запускаемый с мобильной ПУ. Предполагается, что мобильная система может быть готова к 2015 году.

Не менее симптоматичным является намерение Пентагона реанимировать закрытую было программу «кассетных перехватчиков» MKV, предназначенных для борьбы с разделяющимися головными частями МБР.

Похоже, что под лозунгами перезагрузки администрация Обамы просто пытается заменить сугубо экспериментальные противоракеты на наиболее эффективные.

Евгений Пожидаев