Posted 15 октября 2009,, 13:38

Published 15 октября 2009,, 13:38

Modified 1 февраля, 03:11

Updated 1 февраля, 03:11

Америка равняется на Татарстан

15 октября 2009, 13:38
Визит в Казань государственного секретаря США Хиллари Клинтон продлился всего несколько часов, но имел большое значение, подчеркнув внутри- и внешнеполитическую значимость «третьей столицы» России и инициатив ее руководства.

Визит в Казань государственного секретаря США Хиллари Клинтон продлился всего несколько часов, но имел большое значение, подчеркнув внутри- и внешнеполитическую значимость «третьей столицы» России и инициатив ее руководства.

Прогулявшись по местному Кремлю (где госсекретарь толерантно и заглянула в мечеть Кул-Шариф, и поставила свечку у иконы Казанской Божией Матери, специально ради нее временно перевезенной из Крестовоздвиженского монастыря в Благовещенский собор) и заглянув в Казанский госуниверситет (КГУ), Клинтон вряд ли успела почувствовать дух столицы Татарстана хотя бы из-за ограничений по времени. Зато программа визита, в которой, например, встреча с общественностью заняла всего двадцать минут, была выполнена.

После осмотра Кремля Хиллари Клинтон побеседовала с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. И президент в разговоре заметил, что его республика исторически является своеобразным мостом между исламом и православием, Западом и Востоком, а татарстанское общество характеризуют толерантность и взаимопонимание, «в первую очередь, из-за образованности нашего народа». «Я считаю, что вы очень много сделали за эту поездку, и мне понравилось, что с вашим участием удалось сблизить позиции Турции и Армении», - похвалил госсекретаря президент Шаймиев. «Вы - пример того, как люди могут жить вместе и двигаться к совместному будущему, - ответила ему Хиллари Клинтон. - Вы своим руководством как центрист объединяете людей, вы прислушиваетесь к людям, и это помогает в управлении».

Она также согласилась рассматривать Татарстан как «модель моста между христианским миром и мусульманством». «Тем, что в Казанском кремле построена новая мечеть и существует Благовещенский собор, вы показываете, что уважаете прошлое и в то же время ваш взор устремлен вперед, - разъяснила Клинтон. - …Мы ценим работу, которую вы делаете, выходя на страны исламского мира и на европейские страны». Что касается переговоров между Арменией и Турцией, то, пообещала Хиллари Клинтон, «возможно, по этим вопросам я буду звонить и вам, поскольку думаю, что вы в этом вопросе можете дать нужный совет».

На этот комплимент президент Татарстана не мог не ответить. «Мне уже нравится работать с вами», - заявил Минтимер Шаймиев. Но Хиллари Клинтон тут же предостерегла его: «Вы, возможно, и пожалеете об этом». После чего участники встречи дружно рассмеялись.

Завершив официальную часть, Клинтон отправилась в КГУ, где немного пообщалась со студентами – с десяток ребят были отобраны по принципу знания английского, участия в американских учебных программах, научных достижений и участия в общественной жизни. Затем в музее истории университета прошел краткий «круглый стол», темой которого стало религиозное, культурное и этническое многообразие. В нем также участвовали только англоязычные и прошедшие стажировку в США представители религиозной и светской общественности – преподаватель Казанской духовной семинарии Роман Модин, проректор по учебной части Российского исламского университета Марат Гильманов, внесенный в федеральный кадровый резерв генеральный директор Центра информационных технологий РТ Николай Никифоров и некоторые другие. Среди них, однако, не оказалось имам-хатиба казанской Закабанной мечети Саиджафара хазрата Лутфуллина, в преддверии приезда госсекретаря обратившегося к Клинтон с предложением принять ислам, чтобы «облегчить положение мусульман». По странному стечению обстоятельств повторить это предложение лично ему не удалось.

Участники встречи рассказали госсекретарю США о проекте «Электронное правительство», программе подготовки и переподготовки кадров «Алгарыш» (по которой лучшие студенты, аспиранты и молодые ученые за счет республиканского бюджета обучаются и проходят стажировку в зарубежных университетах), а также мирном сосуществовании в Казани ислама и православия. Хотя в итоге говорила в основном Хиллари Клинтон.

«Я очень хотела приехать в этот университет, так как считаю Казань хорошим примером религиозной толерантности, экономического прогресса и стабильности», - рассказала она. По мнению Хиллари Клинтон, которую цитирует ИТАР-ТАСС, необходимо «перенести этот опыт и в другие места». «Данный университет и регион в целом могли бы стать хорошим полем для реализации программ обмена, - считает госсекретарь. - На встречах с руководством Татарстана я говорила о возможности поездок преподавателей и студентов Татарстана в Соединенные Штаты». Напомнив, что администрация Барака Обамы «настроена на укрепление взаимопонимания с исламским миром», Хиллари Клинтон сообщила, что «мы собираемся провести исламский форум и хотим, чтобы Казанский государственный университет в нем участвовал», поскольку «мы заинтересованы услышать ваши наблюдения о диалоге культур».

«Американский подход заключается в том, чтобы устанавливать партнерские отношения не только на уровне правительств, но и между людьми, так как это создает прочную основу для последующего взаимодействия», - раскрыла Хиллари Клинтон кардинальное отличие российской и американскй политической практики. «Казань - модель мирного сосуществования людей, исповедующих разные религии, а Соединенные Штаты как раз стремятся укрепить диалог между религиями, - констатировала Хиллари Клинтон. - У вас это не абстрактно, а как раз то, что мы ищем. Мы хотим создать программы, которые смогут научить людей жить вместе».

Поездку Хиллари Клинтон в Казань нельзя назвать спонтанным решением, как, впрочем, и объяснить ее одним лишь желанием «побывать еще где-нибудь в России за пределами Московской кольцевой автодороги». В последнее время интерес к Татарстану со стороны иностранных, в первую очередь, американских исследователей значительно усилился, а число их визитов в Казань с целью изучения общественно-политической и социально-экономической обстановки существенно увеличилось. За день до приезда госсекретаря республику покинули ее соотечественники Карл Майер и Шерин Бризак, собиравшие материал для своей книги об успешных примерах многонациональных государственных образований с крупной долей мусульманского населения. Их особенно заинтересовал федералистский опыт Татарстана, который американцы изучали по трудам президента Минтимера Шаймиева и бывшего госсоветника Рафаэля Хакимова, в конце августа защитившего докторскую диссертацию, рассказывающую о проблемах развития федерализма в РФ.

Ну а 25 июня в Казани побывал посол США в РФ Джон Байерли (сопровождавший Хиллари Клинтон и в нынешней поездке), обсудивший с руководством Татарстана как проблемы выхода из социально-экономического кризиса, так и опять-таки вопросы толерантности, преподавания английского языка и развития программ студенческого обмена. Впрочем, вопрос возможного приезда госсекретаря тогда вряд ли поднимался: предполагалось, что Хиллари Клинтон приедет в Москву 6-8 июля вместе с президентом Бараком Обамой, однако ему пришлось ехать одному, поскольку госсекретарь сломала руку. Разъезды по России в рамках визита Обамы не планировались.

Сосредоточившись на теме толерантности, госсекретарь США не касалась острых тем – в частности, требований участников практически совпавшего по времени с ее визитом митинга в День памяти защитников Казани, 11 октября стоявших на площади Свободы с плакатами вроде «Требуем! Запрета русского языка в образовании, как запрещен татарский» и, к удивлению прохожих, кричавших «Аллах акбар!». Не смог передать ей свое открытое письмо и бывший пресс-секретарь президента Шаймиева Ирек Муртазин. Его, напомним, судят за его книгу «Минтимер Шаймиев: последний президент Татарстана» по обвинению в возбуждении ненависти и вражды к социальной группе «представителей власти Республики Татарстан».

Муртазин написал, что если бы узнал о планах Хиллари Клинтон чуть раньше, то набрался бы смелости пригласить ее в Кировский районный суд Казани, чтобы она «выступила в качестве свидетеля защиты и рассказала, что в демократических странах население и власть – это одна неделимая, большая социальная группа «граждане страны». Впрочем, Хиллари Клинтон была достаточно откровенна, обозначив стратегию действий США в Татарстане, и требовать от нее чего-то большего, пожалуй, неуместно.

Яна Амелина