Posted 2 марта 2010,, 09:23

Published 2 марта 2010,, 09:23

Modified 1 апреля, 14:44

Updated 1 апреля, 14:44

Кавказ: мы новый мир построим

2 марта 2010, 09:23
Полпред в СКФО Александр Хлопонин в ходе поездок по Северному Кавказу представил президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину экономические меры, с помощью которых он намерен улучшить жизнь в округе.

В течение недели, с 23 февраля по 1 марта, на Северном Кавказе произошло несколько совещаний с участием полпреда Александра Хлопонина, президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. Все они были посвящены одной теме: вопросам социально-экономического развития регионов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ.

23 февраля Хлопонин посетил Северную Осетию, где провел рабочее совещание с правительством республики. 27 февраля совещание по проблемам развития Кавказа под председательством Дмитрия Медведева состоялось в столице Кабардино-Балкарии. Затем президент посетил соседнюю Карачаево-Черкесию, где пообщался с местным республиканским руководством. 1 марта визиты в Северную Осетию и Ингушетию совершил Владимир Путин.

В ходе этих совещаний и рабочих поездок были освещены общие черты направлений развития округа, которые предстоит курировать Александру Хлопонину. В целом же комплексная стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, как сообщил сам Хлопонин, будет готова к июлю.

В Нальчике полпред озвучил направления, по которым он намерен развивать весь округ, назвав их «кластерами». Хлопонин перечислил их: энергетический, туристическо-рекреационный, агропромышленный и инновационно-образовательный.

Под развитием энергетики Хлопонин подразумевает строительство малых гидроэлектростанций. Он отметил, что у округа есть большой потенциал в этом направлении. Электроэнергия, вырабатываемая на местных плотинах, дешева, в то время как электроэнергия, поставляемая из-за границ округа, значительно удорожается по причине больших расстояний. С учетом дотационности Северного Кавказа поставки электроэнергии ложатся бременем на те регионы, откуда электроэнергия поставляется.

Не случайно вопрос о развитии гидроэнергетики прозвучал в Нальчике. В Кабардино-Балкарии есть опыт сооружения малых ГЭС, которые разрабатываются и успешно строятся уже многие десятилетия. Однако «корректировки» в поступательное развитие отрасли регулярно вносят кризисы: то всероссийский 1990-х годов, то мировой экономический.

«Первое направление, с которым мы будем работать, – это, безусловно, энергетический кластер», – особо подчеркнул полпред.

Конкретные направления развития туризма на Северном Кавказе он обещал сформулировать уже к 25 марта.

«Туристическо-рекреационный потенциал здесь, на Северном Кавказе, потрясающий, его можно использовать, причем не только горнолыжный, а еще и так называемый оздоровительный потенциал, который существует в виде санаториев, лечебных профилакториев, всего другого. В конце концов мы между двух морей находимся и имеем такую потрясающую территорию, которую абсолютно не осваиваем», – констатировал Хлопонин.

Проблемы сельского хозяйства полпред намерен решать путем создания «агропромышленных парков». «Взять эту продукцию, помочь ее переработать, помочь, собственно говоря, упаковать ее в нормальных условиях и дальше реализовать на территории России», – так Александр Хлопонин сформулировал задачи государства в деле помощи производителям сельхозпродукции.

Дмитрий Медведев инициативу своего назначенца одобрил, но напомнил, что развитие сельских районов должно быть увязано с социальной поддержкой сельских поселений. Между тем, побывав в Карачаево-Черкесии, президент РФ узнал от руководителя республики Бориса Эбзеева, что пищевую продукцию для местных воинских частей везут даже с Дальнего Востока.

«Я вам и министру обороны даю поручение разобраться, что происходит, зачем мы на таких «длинных» транспортных плечах возим продовольствие для наших Вооруженных Сил, для правоохранительных структур, вместо того чтобы на местах закупать и помогать тем самым местному населению и местным производствам», – сказал Медведев Хлопонину.

Еще один кластер – образовательный – полпред увидел в развитии системы как высшего, так и профессионально-технического образования. Создание новой структуры профтехобразования Александр Хлопонин хочет поручить крупным корпорациям, работающим в округе.

«Если сегодня каждая из этих компаний возьмет на себя профессиональный подход, если администрации возьмут на себя функцию зданий, сооружений, энергетики, коммуникаций, обслуживания зданий и сооружений, а компании возьмутся за технологии, за образовательный процесс, я думаю, что это реальный тоже процесс формирования новой образовательной среды», – отметил полпред.

Решение всех поставленных задач Александр Хлопонин видит через освобождение бизнеса в особых экономических зонах от налогов и путем привлечения средств инвестиционного фонда.

Инициативы Хлопонина говорят о том, что федеральный центр намерен решить проблемы «трудного» Северного Кавказа в социально-экономическом поле. Об этом «Росбалту» заявил заместитель директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Игорь Добаев.

В основе множественных конфликтогенных факторов на Северном Кавказе лежат не «терроризм», не исламские радикальные тенденции, а, прежде всего, социально-экономические и политические проблемы. Когда стало ясно, что подавить экстремизм на Кавказе или, по крайней мере, снизить уровень девиаций до «максимально приемлемого» одними силовыми и административными методами нельзя, то тогда и родился запоздалый поиск решения социально-экономических проблем.

Однако в движении по этому пути есть свои «подводные камни». Они могут быть порождены как внутрироссийскими условиями, так и международными.

«Опыт нам показывает: программы, которые с помпой были заявлены на федеральном уровне или в субъектах, затем потихонечку умирают. Также мы сегодня не знаем, кто будет руководить страной через два года, а кроме того, как показывает практика, одни и те же лидеры через какое-то время меняют направления развития», – напомнил Игорь Добаев.

Свое влияние на исход заявленных Хлопониным прожектов окажут и глобальные проблемы. Реализация планов по развитию Кавказа зависит и от конъюнктуры цен на российские минеральные ресурсы, и от поведения «геополитических противников» России, от их планов в отношении Кавказа – как Северного, так и Южного.

Директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Виктор Черноус отметил, что большинство хлопонинских инициатив революционными не являются. Проекты экономического оживления Кавказа обсуждаются уже лет двадцать, предложения в этом направлении высказывались и при полпредах в ЮФО Викторе Казанцеве и Владимире Яковлеве. Возможно, теперь у Северного Кавказа появился человек с необходимыми полномочиями. Однако, по мнению Виктора Черноуса, пока Александр Хлопонин недооценивает социокультурный фактор Кавказа, о который разбивались все предыдущие технократические проекты.

«Если брать их чисто технократическими, то это, скорее всего, иллюзии, а вот если будут учтены всевозможные социокультурные механизмы и факторы, если удастся парализовать коррупцию, то первостепенные проблемы Кавказа можно решить. Пока же, в чистом виде, нынешние проекты, как они сейчас артикулированы, – это некоторый утопизм», – считает эксперт.

По убеждению Виктора Черноуса, вопросы Северного Кавказа также невозможно решать изолированно, в отрыве от контекста общероссийских проблем. Однако пока концепция развития России неизвестна, и даже самим реформаторам неясно, что они подразумевают под провозглашенными ими же задачами модернизации страны.

Дмитрий Ремизов