Posted 29 июля 2010,, 13:14

Published 29 июля 2010,, 13:14

Modified 1 апреля, 12:55

Updated 1 апреля, 12:55

Запад научит киргизов демократии

29 июля 2010, 13:14
Страны-доноры выделят Киргизии более одного миллиарда долларов на восстановление республики. Эксперты уверены, что эти средства будут израсходованы по назначению. Между тем, политико-экономическое влияние Москвы на Бишкек будет постепенно ослабевать.

На состоявшейся в начале недели в Бишкеке международной донорской конференции правительство Киргизии обратилось к странам-донорам и мировым финансовым институтам с призывом оказать стране финансовую помощь. Благодаря этому власти республики надеются стабилизировать ситуацию, укрепить демократию и оживить экономическую конъюнктуру. Выступая на донорской конференции, президент Киргизии Роза Отунбаева подчеркнула, что помощь будет обращена только на благо народа, а новые власти имеют «четкую и выверенную программу по стабилизации социально-политической и экономической ситуации в стране».

Представители стран и международных организаций откликнулись на просьбу новых киргизских властей и согласились предоставить стране более $1 млрд в течение ближайших 30 месяцев. Причем $600 млн в виде грантов и льготных кредитов должны поступить в республику до конца года. Самыми крупными донорами готовы стать Азиатский банк развития, Еврокомиссия и Всемирный банк. Часть средств будет предоставлена безвозвратно, другая – в качестве долгосрочного кредита.

Деньги планируется потратить, прежде всего, на восстановление инфраструктуры республики, разрушенной в результате кровопролитных межэтнических столкновений между киргизами и узбеками, произошедших в середине июня на юге Киргизии. По официальным данным, жертвами беспорядков стали около 300 человек. Однако некоторые источники сообщают, что на самом деле число жертв могло составить не менее двух тысяч человек.

Около $100 млн планируется выделить городу Ош, особенно сильно пострадавшему от беспорядков. Еще $350 млн предназначены для восстановления разрушенных жилых и административных зданий в Оше и Джалал-Абадской области. Для восстановления энергетического сектора требуется $180 млн, а сельского хозяйства - $50 млн.

Очевидно, киргизские власти мотивировали необходимость получения финансовых средств не только экономическими соображениями. По заявлениям киргизских официальных лиц, в их первоочередные задачи входит реформа политического и социального развития, исключающая возможность реставрации семейственности и клановости в управлении государством. Гарантом этого, по словам Розы Отунбаевой, является новая Конституция, которая исключает такую возможность, обеспечивает баланс полномочий различных ветвей власти, делает подконтрольной работу исполнительной власти.

Эксперты уверены, что выделенные международным сообществом Киргизии средства не будут разворованы и действительно пойдут по назначению, а заявление Отунбаевой о «гарантиях» не является пустым обещанием. В частности, руководитель Центра балканских, кавказских и центрально-азиатских исследований Института всеобщей истории РАН Артем Улунян уверен, что новая киргизская конституция обеспечивает определенную прозрачность в принятии решений, а также, что самое главное, баланс интересов власти и общества.

«С самого начала процесса разработки Основного закона Киргизской республики стояла проблема: сохранить ли прежнюю президентскую форму правления, при которой фактически глава государства не подотчетен никому, либо ввести парламентскую систему. Пришли к мысли, что парламентская система гораздо лучше в силу того, что именно она способна изменить ситуацию с коррупцией. Поэтому заявление Розы Отунбаевой относительно «гарантий» справедливо», - сказал эксперт в беседе с «Росбалтом». «Кроме того, - продолжил Артем Улунян, - международное сообщество выделит своих представителей, которые будут внимательно следить за распределением денег. Отчетность будет жесткая».

Россия, для которой Киргизия представляет определенный стратегический интерес, также заинтересована оказывать помощь этой среднеазиатской республике. Как заявлял статс-секретарь российского внешнеполитического ведомства, заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин, Россия продолжает оказывать Киргизии всестороннюю помощь, которая идет в республику «неослабевающим потоком». По его словам, ранее РФ уже предоставила республике помощь в размере $20 млн и «есть решение» о выделении дополнительного гранта в $10 млн. Кроме этого, сейчас согласовываются условия предоставления республике беспроцентного кредита в $30 млн.

По словам высокопоставленного дипломата, в России внимательно следят за происходящими в Киргизии событиями и в любой момент готовы оказать этой стране помощь в случае возникновения для нее внутренних и внешних угроз. Поэтому во время своего недавнего пребывания в Бишкеке Карасин провел встречи не только с руководителями республики, но и лидерами ведущих политических партий.

Представитель российского МИД отметил, что в результате трагических событий Киргизии был нанесен ущерб в $830 млн. «Поступления в бюджет страны снизились в два раза, и без помощи друзей и союзников, в том числе России, Киргизия вряд ли обойдется», - полагает он.

Невозможно отрицать, что Россия и прежде оказывала значительную помощь Киргизии. Но, по большому счету, реальной отдачи от этого не наблюдается. Зачастую финансовые вливания производились весьма специфическим способом – под гарантии того или иного политического лица (недавно - экс-президента Бакиева). Более того, эти деньги давались в обмен на определенные политические решения – такие, например, как закрытие американской военной базы в Манасе. В результате: громадные средства практически потеряны, а свергнутый глава государства затаился в Минске, с которым у Москвы отношения оставляют желать лучшего.

«Нужно признать: Кремль фактически поддерживал режим Бакиева. Требовать теперь деньги обратно можно, но это испортит отношения с новой властью. Кроме того, это не будет способствовать развитию Кыргызстана», - считает Артем Улунян. «Более того, - продолжает он, - создание скандальной ситуации вокруг этой страны, так или иначе, повлечет конфликт во всей Центральной Азии, а там уже снова начнут серьезно задумываться об отношениях с Москвой».

Таким образом, предоставление исключительно финансовой и гуманитарной помощи Бишкеку не идет на пользу России, не улучшает ее имидж в глазах тех политиков, которые ее принимают и всегда готовы получать еще под свои пустые обещания.

Стратегия Запада в этом отношении несколько иная. Отметим, что в начале этой недели практически параллельно с решением о выделении Киргизии финансовой помощи Совет министров иностранных дел ЕС сделал заключение в отношении Кыргызстана. В нем, в частности, содержится «совет» властям республики «полностью выполнить рекомендации, сделанные Бюро по демократическим институтам и правам человека, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ввиду назначенных на осень парламентских выборов».

Также Совет министров предлагает Европейской Комиссии «продолжить оказывать помощь властям Кыргызстана в проведении реформ и установлении стабильной экономики и социального развития страны» и призывает власти страны «принять все возможные меры для защиты своего народа от дискриминации и насилия, урегулирования межэтнических разногласий, а также установления верховенства закона и защиты прав человека…».

«Влияние той или иной страны будет определяться не размером денежных подачек, а предложенными яркими перспективами», - уверен Артем Улунян. «Здесь огромную роль играет политико-гуманитарный фактор, а именно – способствование развитию демократии, минимизация конфликтности внутри республики», - отмечает эксперт.

К сожалению, пока Запад в этом вопросе может предложить чуть больше, чем Россия, проводящая зачастую политику «консервации режимов» на постсоветском пространстве. А такая консервация рано или поздно может привести к очень тяжелым социальным, политическим и экономическим последствиям.

Дмитрий Пановкин