Posted 30 июля 2010,, 17:16

Published 30 июля 2010,, 17:16

Modified 1 апреля, 12:54

Updated 1 апреля, 12:54

Под пристальным взглядом ЕС

30 июля 2010, 17:16
О том, кто может стать альтернативой России для Белоруссии, и почему Москве надо помириться с Минском, «Росбалту» рассказала старший преподаватель европейской политики английского Университета Аберистуита Елена Коростелева-Полглейз.

Отношения между Москвой и Минском постепенно доходят до точки кипения: белорусские СМИ публикуют тексты, критикующие нынешнюю российскую власть, а в России устраивают «смотрины» потенциальным кандидатам на роль нового лидера Белоруссии. О том, кто может стать альтернативой России для Беларуси, и почему Москве надо поспешить помириться с Минском, в интервью «Росбалту» рассказала старший преподаватель европейской политики факультета международных отношений английского Университета Аберистуита Елена Коростелева-Полглейз (Elena Korosteleva-Polglase).


- Насколько внимательно на Западе следят за последними развитиями в российско-белорусских отношениях?

- К сожалению, западные СМИ, за исключением канала Euronews и журнала The Economist, освещают их недостаточно. Так, британская пресса уделила этой теме очень мало внимания, хотя в печатных СМИ периодически появляются статьи про Беларусь и Россию, что не может не радовать. Намного активнее в этом плане Интернет, особенно те сайты, которые посвящены ситуации в странах Восточной Европы. То есть, в принципе, информация – как фактическая, так и аналитическая – просачивается. Запад, конечно, это понятие разношерстное, и вполне возможно, что в других странах ЕС эти события освещаются иначе.

Вместе с тем, я считаю, что ЕС с пристальным вниманием следит за отношениями между Беларусией и Россией, потому что их развитие имеет большое значение для Брюсселя. ЕС и Россия в определенном смысле конкурируют друг с другом на территории стран, которые находятся между ними – Украины, Беларуси и Молдовы. Весьма часто проводимая ими политика в этих странах приводит к конфликту интересов. Европейские чиновники, в частности, Европейская комиссия с большим вниманием наблюдает за тем, что происходит сегодня между Москвой и Минском.

- Насколько серьезны разногласия между Москвой и Минском? Что, по вашему мнению, является их истинной причиной?

- Ситуация между двумя странами, на мой взгляд, обострилась до предела. Если в период правления Ельцина в отношениях России и Беларуси был «медовый месяц», то при Путине произошло охлаждение этих отношений, хотя до открытых политических конфликтов не доходило. Ситуация коренным образом изменилась в 2006-2007 годах, когда возник громкий конфликт между Беларусью и Россией, с тех пор подобные конфликты стали учащаться и они все чаще стали носить политическую подоплеку. Особенно яркими стали 2009-2010 годы, когда конфликты шли один за другим: сахарная война, молочная война, мясная война. Сюда можно добавить принятие Бакиева в Минске и критика со стороны Лукашенко в адрес ОДКБ за то, что организация не вмешалась в положение дел в Киргизстане. Замыкает этот ряд новый газовый конфликт, который остался не до конца разрешенным, потому что контракт истекает в конце текущего года, и я думаю, что стоит ждать новых обострений, которые возникнут, когда Россия и Беларусь будут решать оставшиеся вопросы.

Присоединение Беларуси к Таможенному союзу тоже является неоднозначным и может стать почвой для будущих конфликтов, потому что, конечно, с одной стороны Беларусь заинтересована в новых возможностях, которые несет в себе многомиллионный рынок, но с другой стороны, она до сих пор не нашла решения проблемы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, столь важных для белорусской экономики.

- Кто виноват в том, что отношения так сильно обострились?

- Это очень сложный вопрос, история, по большому счету, очень редко дает ответы на такого рода вопросы. Обе стороны внесли свою лепту. С одной стороны, Беларусь оказалась слишком зависима от российского рынка сбыта, она не диверсифицировала свою экономику и в результате оказалась в сложной ситуации. С другой стороны, российское правительство, решившее с 2000 года строить отношения на прагматической основе, в условиях глобального экономического кризиса еще сильнее усилило прагматическую сторону своей политики, что влияет и на газовую отрасль, и на политику цен, и на экспортно-импортные отношения с близлежащими государствами. Акцент на прагматизацию со стороны России в отношениях с ее «ближним зарубежьем» связан также с тем, что Россия старается сохранить свое влияние на территории этих стран особенно сейчас, когда этими странами заинтересовался и Евросоюз. В какой-то степени Россия часто вела себя провокационно в отношении Беларуси, провоцируя конфликты, а не стараясь предотвратить их появление.

То есть обе стороны несут ответственность за существующий сегодня конфликт. Но с другой стороны, если посмотреть на ситуацию с исторической точки зрения, Беларусь хоть и маленькое государство, но оно имеет большой стратегический интерес для России. Следовательно Беларуси и России нужно либо менять структуру отношений, либо думать о других направлениях их развития, потому что на сегодняшний день конфликты участились, и стали все чаще и чаще носить политический характер.

- Какие возможности для Евросоюза таит в себе российско-белорусский раскол?

- Для Евросоюза возникла ситуация, когда выдвижение новых предложений может переориентировать Беларусь в европейском направлении. Беларусь долгое время была верным партнером России, но с 2006 года, когда случился конфликт «мух и котлет», Минск начал искать новые направления во внешней политике, и логически обратил свой взор в сторону ЕС. Так что сейчас для Евросоюза открывается уникальная возможность в отношении Беларуси. И визит комиссара по европейской политике добрососедства Штефана Фюле, который состоялся в июле, не случаен. На этой встрече обсуждались очень многие аспекты отношений: и различные направления сотрудничества, и финансирование, и дополнительные возможности, которые открываются для Беларуси, которая настаивает на легализации двухсторонних отношений между Минском и Брюсселем.

В сентябре будет пересматриваться вся политика Восточного партнерства, так что можно сказать, что Евросоюз сильно активизировался на белорусском направлении. В Брюсселе понимают, что сейчас сложилась уникальная ситуация, когда Беларусь в связи с конфликтами «охладела» к России, и что эта ситуация может стать для Европы «окном» в Беларусь.

- В России жалуются, что выстраивать отношения с Батькой, который ведет себя непоследовательно, нелегко. Что бы вы посоветовали в этой ситуации Москве? Как выстраивать отношения с Минском? Стоит ли бороться за это направление?

- Да, у Лукашенко очень противоречивое поведение. Но какой бы сложной ни была Беларусь, сохранение тесных отношений с ней – в стратегических интересах России. Вопрос здесь не столько в российско-белорусских отношениях, сколько в статусе России как региональном, так и глобальном. По большому счету Россия считает, что что она может стать так называемой «normative power» - то есть выступить стандартом, образцом для стран региона и мира, моделью, которая будет отличаться от других, в том числе от европейской модели. И для того, чтобы эта конкуренция была реальной, очень важно, чтобы российский статус сохранялся и усиливался в региональном плане. А чтобы это происходило, России нужно предпринимать все дипломатические усилия, чтобы сохранить свое влияние в странах региона, в том числе в Беларуси. То есть каким-то образом властям придется договориться, чтобы дружеские отношения продолжали существовать. Я думаю, что у России есть в наличии большое количество механизмов, которые можно было бы использовать для восстановления отношений. Но с другой стороны, если принимать во внимание частоту, с которой в последнее время происходят конфликты, то России нужно действовать достаточно быстро, чтобы не потерять Беларусь.

Беседовала Юлия Нетесова