Posted 30 августа 2010,, 18:05

Published 30 августа 2010,, 18:05

Modified 1 апреля, 12:29

Updated 1 апреля, 12:29

Путин отказался от власти

30 августа 2010, 18:05
Дав за последние дни сразу несколько интервью, Владимир Путин рассказал, что он почти ничего не знает о деятельности оппозиции, зато твердо уверен, что все принятые им ранее решения – верны. При этом премьер назвал «болтовней» разговоры о том, что власть в стране принадлежит ему, а не президенту Дмитрию Медведеву.

Дав за последние дни сразу несколько содержательных интервью, Владимир Путин рассказал, что он практически ничего не знает о деятельности оппозиции, зато твердо уверен, что все принятые им ранее решения – верны. При этом премьер категорически назвал «болтовней» разговоры о том, что реальная власть в стране принадлежит ему, а не президенту Дмитрию Медведеву.

В понедельник газета «Коммерсант» опубликовала большое интервью с Владимиром Путиным, а позднее глава правительства пообщался с группой журналистов на одном из «привалов», отдыхая от поездки из Хабаровска в Читу по трассе «Амур» на автомобиле Лада Kalina Sport. В этих интервью главе российского правительства были заданы, пожалуй, все наиболее интересующие прессу вопросы. И, отвечая на большинство из них, Владимир Путин либо успешно уклонился от четких формулировок, либо же сослался на свое неведение. В последнее эксперты верят с трудом.

В частности, Владимир Путин много говорил о своих отношениях с Дмитрием Медведевым. В интервью «Коммерсанту» глава правительства не уставал удивляться, почему кому-то не нравится их намерение с президентом вместе сесть и решить, кому из них выдвигаться на пост главы государства в 2012 году. «Да это общемировая практика! Американский президент, уходя, как правило, всегда предлагает своего преемника. И чего в этом ненормального, если уходящий человек предлагает стране такого-то господина, потому что знает, что он порядочный, профессиональный человек, который эффективно справится с работой на этом месте?» - сетовал премьер-министр.

При этом от ответа на вопрос о предопределенности исхода таких выборов он уходил. Зато позднее, на обеде с журналистами в понедельник рассказал о своем нынешнем характере отношений президентом, назвав «болтовней» разговоры о том, что, являясь главой правительства, он сохраняет реальную власть в стране в своих руках.

«Это полная болтовня, что я продолжаю руководить страной», - заверил Путин. «Дмитрий Анатольевич качественно делает свою работу. Зачем туда лезть? – удивлялся премьер. - <…> Мы часто бываем вдвоем, обсуждаем. Решаем вопросы на Совбезе. Но решения всегда остаются за ним». А затем глава правительства, отвечая на вопрос о том, возможны ли перестановки в его кабинете, сообщил журналистам, что он такой вариант рассматривает – перед выборами 2012 года. «Есть вещи, которые надо будет, вероятно, изменить. Но при этом надо понимать, что когда в ходе работы начинаешь что-то менять, от этого, как правило, толку мало, потому что начинаются сбои, перестройки. Если сейчас начать что-то менять, то это продлится как раз до апреля 12-го года», - пояснил он, уточнив, что в итоге все равно «решение будет за президентом».

Ну а причину того, почему сегодня нет большой нужды в перестановках в правительстве, Путин объяснил в интервью «Коммерсанту», указав, что считает принятые им ранее решения в области экономики правильными.

Причем такая уверенность в своей правоте распространялась, судя по всему, не только на экономические решения, но и, например, на так называемое «дело ЮКОСа». Отвечая на вопрос журналиста, Путин заявил, что Михаила Ходорковского он лично уж точно в угол не загонял. «Он несет заслуженное наказание. Выйдет на волю — будет свободным человеком», - отчеканил премьер. А затем подивился тому, что против бывшего главы ЮКОСа начался второй судебный процесс.

«Я когда узнал о втором процессе, очень удивился, спросил, что за процесс, он ведь уже сидит свое. Какой второй процесс?» - демонстрировал свою слабую информированность о подробностях этого дела Путин. При этом, правда, он сразу оговорился, что пустых судов у нас не бывает: «Если такой процесс идет, значит, в этом есть необходимость - с точки зрения закона». «Не я веду это дело!» - отрезал премьер.

Тут следует отметить, что свое незнание многих событий, известных большинству тех, кто интересуется жизнью страны, Путин демонстрировал не только в вопросах, касающихся судебного преследования Михаила Ходорковского. Он так же слабо информирован о деятельности несистемной оппозиции. При этом Путин сам себе несколько противоречил.

«Я говорю откровенно и даю вам честное партийное слово! Я и Шевчука не знал, и не знал, что они собирались на Триумфальной площади... э-э.... регулярно. Да, до меня иногда доходило: вот они выступали на Триумфальной площади, вот их разогнали. Спрашиваю: а чего их разогнали? А потому, что им разрешили в одном месте, а они пошли в другое. Я говорю: а зачем они пошли в другое? И до сих пор не пойму», - рассказывал Путин «Коммерсанту».

И проблема, видимо, в том, что эта оппозиция не вписывается в представление главы правительства о правовом государстве. «Что такое правовое государство? Это соблюдение действующего законодательства. Что говорит действующее законодательство о марше? Нужно получить разрешение местных органов власти. Получили? Идите и демонстрируйте. Если нет — не имеете права. Вышли, не имея права,— получите по башке дубиной», - объяснил премьер свое видение соотношения прав и обязанностей граждан России.

При этом Путин объяснил и причину своего негативного отношения к оппозиции. «Если цель в том, чтобы власть пошла на уступки, и она пойдет, то найдется другой повод для провокаций, вот в чем все дело. И это будет продолжаться бесконечно», - объяснил он свой взгляд на природу оппозиционной деятельности.

Таким образом, Путин продемонстрировал традиционное сегодня для представителей правящего класса представление о том, что порядок проведения митингов может быть только разрешительным, отметил в интервью «Росбалту» вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Он говорил о реальной правоприменительной практике», - замечает эксперт, уточняя, что о ней премьер рассуждает в интервью достаточно охотно, в отличие от темы оппозиции как таковой. По мнению политолога, говоря об оппозиции, Владимир Путин демонстрирует подчеркнутое незнание, тем самым как бы показывая свое безразличное отношение к противникам действующей власти как к общественно-значимому явлению.

При этом Алексей Макаркин высказывается против того, чтобы «отслеживать каждое высказывание первых лиц государство» и искать в них затаенный смысл. В частности, по его мнению, в интервью Путин ничего нового о своих отношениях с Дмитрием Медведевым не сказал, а лишь вновь подчеркнул тот факт, что они разделили сферы ответственности.

Правда, следует отметить, что многие эксперты все же рассматривают нынешнюю поездку Владимира Путина из Хабаровска в Читу на автомобиле российского производства как часть пиар-кампании по подготовке к выборам президента 2012 года, из которых он, по его собственному признанию, «не делает фетиша». Однако если рассматривать последнюю серию интервью Владимира Путина и в целом его поездку по трассе «Амур» как подготовку к выборам, то встает вопрос – не слишком ли рано стартовал премьер-министр и хватит ли ему бензина и финансов, чтобы к 2012 году доехать до Кремля?

Иван Преображенский