Posted 11 октября 2010,, 14:52

Published 11 октября 2010,, 14:52

Modified 1 апреля, 11:48

Updated 1 апреля, 11:48

Азия под электропилой США

11 октября 2010, 14:52
В Средней Азии разгорается очередной раунд «водно-энергетической войны». На этот раз в конфликт вмешался Запад – и выступил на стороне Таджикистана. Причина: стремление оторвать регион от России и объединить с Афганистаном и Пакистаном в "Большую Центральную Азию".

В Средней Азии разгорается очередной раунд «водно-энергетической войны». На этот раз в конфликт вмешался Запад – и выступил на стороне Таджикистана. Причина: стремление оторвать регион от России и объединить с Афганистаном и Пакистаном в "Большую Центральную Азию".

За последнюю неделю вялотекущий спор вокруг Рогунской ГЭС между Душанбе и Ташкентом резко обострился. Не проходит и дня, чтобы СМИ и госорганы Узбекистана не возвестили миру о бедах, которыми грозит Центральной Азии строительство 335-метровой плотины Рогуна. «В Узбекистане не могут ждать 8 лет воды из Таджикистана, пока будет заполняться водохранилище Рогунской ГЭС, - цитирует заявление президента Ислама Каримова МИД республики. - Чем же будут заниматься земледельцы все это время?».

Каримов напомнил, что Узбекистан еще пять лет назад выступил против строительства Рогунской ГЭС. «Зона Приаралья обеспечивается водой за счет стока двух основных рек - Амударьи и Сырдарьи, любое уменьшение притока этих рек - это кардинальное нарушение и без того хрупкого экологического баланса во всем обширном регионе», - говорит он. По словам президента, Арал и так уже давно пересыхает. За последние 40 лет площадь акватории сократилась более чем в 7 раз, объем воды - в 13 раз. В Узбекистане орошаемые земли составляют 4,3 млн га. «Если не было бы проблемы с водой, мы бы довели этот объем до 10 млн гектаров».

Это произошло в минувший четверг, а в пятницу против строительства Рогуна резко выступил постпред Узбекистана при ООН Мурад Аскаров. По его словам, сейсмичность зоны предстоящего строительства составляет 8-9 баллов, что может стать причиной опаснейших катастроф. И лучше перейти к строительству менее опасных, но более экономных малых ГЭС. Примерно в это же время посольство Узбекистана в России разослало в СМИ сообщение, что 16-17 ноября в Ташкенте пройдет международная конференция по плотинам.

В этой истории нет ничего нового, за исключением одного: тон заявлений Ташкента резко изменился. До сих пор богатый углеводородами, но засушливый Узбекистан разговаривал с энергодефицитными горными соседями – Таджикистаном и Киргизией - с позиции силы. Ташкент регулярно повышал для них тарифы на газ, прозрачно намекая, что полностью его перекроет, если те вздумают городить на реках плотины ГЭС. К тому же денег на строительство плотин у Бишкека и Душанбе не было. Рогун взялось было достраивать РАО ЕЭС, но Ташкент надавил по лини Газпрома и контракт со скандалом порвали.

Нищета соседей и уязвимость позиций Москвы наполняли г-на Каримова надменной уверенностью. И вот она на глазах дала трещину, превратив регионального диктатора почти что в просителя. Теперь Узбекистан ссылается на авторитет Пан Ги Муна. На представителей зарубежных НПО, которых в Ташкенте постоянно преследуют, обвиняя во вредительстве. На дипкорпус, которому в Узбекистане приходится очень нелегко. А также на презираемых экологов, на безгласных местных депутатов и экспертов.

Что произошло? На сторону Таджикистана встали США и ЕС.

На прошлой неделе посольство Таджикистана в Брюсселе разослало в СМИ неслыханное заявление депутата Европарламента Струана Стивенсона, отвественного за экологию и окружающую среду в ОБСЕ. Посетив строительство Рогунской ГЭС и встретившись с министрами правительства Таджикистана, он выразил уверенность, что спорная плотина - выигрышный вариант для всей Центральной Азии. Мало того, Стивенсон заявляет, что именно Таджикистан (а вовсе не Узбекистан с Казахстаном, как полагают там – прим. ред.) является ключевым стратегическим партнёром Европы и Запада в Центральной Азии.

Заявление, которое г-н Стивенсон разослал также президенту Европарламента Бузеку и премьер-министру Великобритании Кэмерону, льет на таджиков такой елей и исполнено такой грубой лести, что стоит выборочного цитирования. «Таджикистан построил успешно функционирующее демократическое государство (!), которое может служить моделью для стран региона, имеет хорошую репутацию (!) в области прав человека», - беззастенчиво врет депутат. Смысл становится понятен, когда автор послания переходит к ресурсам этой нищей диктаторской страны.

«Таджикистан обладает огромным потенциалом водных ресурсов», - отмечает Стивенсон. – «Рогунская ГЭС после ввода в действие всех мощностей будет способна вырабатывать 3600 МВт электроэнергии. В советскую эпоху были построены свыше 45 миль подземных тоннелей этого гидроэнергетического объекта, где в настоящее время около 5000 рабочих участвуют в реконструкции огромных подземных залов, в которых будут установлены гидротурбины. Плотина Рогунской ГЭС высотой 335 метров будет построена из камней и глины в узком перешейке реки Вахш».

Эколог ОБСЕ «согласен, что водный вопрос является источником напряжения во взаимоотношениях стран верховья и низовья Центрально-азиатского региона». «60% рек региона формируются в Таджикистане. Соседний Узбекистан обеспокоен тем, что эта плотина, возможно, будет уязвимой при активной сейсмической активности. Для оценки Рогунской ГЭС Всемирный банк использовал немецких и пакистанских экспертов. Окончательные выводы будут сделаны в 2011 году». Однако Стивенсон убеждён, что этот проект является безопасным и весьма полезным. Мало того, он верит в гарантии Душанбе «никогда не будут ограничивать водный поток соседям в низовье».

Объяснение столь безоглядного оптимизма приводится тут же: «Рогунская ГЭС является источником дешёвой и экологически чистой энергии, которая будет удовлетворять потребности, как Таджикистана, так и Афганистана и Пакистана». «Высоковольтная ЛЭП соединит Таджикистан с Афганистаном. Линии для экспорта электроэнергии в Афганистан и Пакистан уже строятся». А Узбекистану г-н Стивенсон советует экономнее расходовать воду и не брезговать «капельным орошением».

Разумеется, одно лишь заявление евродепутата вряд ли вызвало бы в Ташкенте такую реакцию. Письмо Стивенсона – лишь верхушка айсберга. Среди лоббистов проекта ЛЭП в Афганистан – крупнейшие think tanks, Пентагон, Министерство энергетики США, штаб-квартира НАТО в Брюсселе. Почему же экспорт дешевой электроэнергии из Таджикистана в Афганистан и Пакистан так важен для Запада?

Одна из причин – стремление вырвать Таджикистан из Единой энергосистемы бывшего СССР и разорвать последние связи с Россией. 20 лет назад дешевая энергия горных рек снабжала всю Среднюю Азию, а зимой, когда реки замерзали и сток ослабевал, электричество поступало от ГРЭС, работающих на нефти и газе того же Узбекистана. Теперь расчеты между независимыми соседями стали предметов споров, но зависимость остается, и это один из немногих факторов, сохраняющих мир в регионе. Исключение Таджикистана из этой схемы может резко ускорить распад региона – с пограничными войнами в Ферганской долине и т.п.

Втора причина – стремление геостратегов Запада объединить 5 республик бывшей советской Средней Азии в один макрорегион с Пакистаном и Афганистаном, скрепленный общими линиями эдектропередач, трубопроводами, железными дорогами и радикально-исламистской идеологией. Создание "Большой Центральной Азии", опять таки, оторвет от России ее историческое «южное подбрюшье», резко снизит влияние Китая на Пакистан и активизирует сепаратизм в Синьцзянь-Уйгурском АО КНР.

Все это крайне тревожит относительно стабильные страны региона – Узбекистан и Казахстан. Там понимают, что геополитика Запада ведет к перекройке границ на всем пространстве от Ирака до Индии. И к растворению государств региона в кислотном озере глобального халифата, где шииты воюют с суннитами, и все вместе – с неверными. Тут есть широкое поле для сотрудничества азиатов с Россией. Если, конечно, Москва окажется готова этим воспользоваться.

Виктор Ядуха