Posted 15 октября 2010,, 16:07

Published 15 октября 2010,, 16:07

Modified 1 апреля, 11:43

Updated 1 апреля, 11:43

Батумская провокация

15 октября 2010, 16:07
В Грузии трое граждан РФ признаны виновными в распространении поддельных денег. О том, как россияне стали жертвами грузинской провокации, рассказал "Росбалту" родной брат одного из осужденных.

В Грузии приговором Батумского городского суда граждане России Юрий Скрыльников, Юрий Марчук и Михаил Вялов (последний имеет также гражданство Грузии) признаны виновными в распространении поддельных денег и приговорены: Марчук и Вялов – к шести годам, а Скрыльников – к 18-ти годам лишения свободы. Адвокаты осужденных готовят апелляционную жалобу.

Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко назвал случившееся очередной грубой провокацией грузинских спецслужб в отношении россиян, имевших в прошлом отношение к российской военной базе в Аджарии.

Родной брат одного из осужденных – Михаила Вялова, проживающий в Москве Леонид Шрейдлер рассказал «Росбалту» о злоключениях своего брата, ставшего объектом провокации в городе Батуми.


- Леонид, что произошло с вашим братом, жившим в Грузии?

– Вся эта история началась 13 мая. Нас в семье – четыре брата. Я и еще один мой брат живем в Москве, один брат живет в Израиле и старший брат – Михаил Ильич до последнего времени жил в городе Батуми, в Грузии. У меня фамилия отца, а у Михаила фамилия матери – Вялов.

Михаил – бывший военнослужащий в звании полковника, он служил по всему Советскому Союзу, а последняя его должность была – директор школы N17 группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ). Он выучил более тысячи воспитанников, которые сейчас живут и в России, и в разных странах мира. В Батуми, среди местной общественности, он человек известный.

Вечером 13 мая, часов в пол-одиннадцатого, ему в дверь постучали и вошли грузинские силовики, которые начали делать обыск. В куртке, которую супруга Михаила недавно постирала и которая висела возле дверей, эти силовики «нашли» две тысячи, как они сказали, фальшивых долларов. Брат сразу сказал, что эти деньги – не его, и он к ним никакого отношения не имеет.

Буквально через час уже была сделана экспертиза, которая подтвердила, что купюры фальшивые. При этом ни отпечатков пальцев, ни каких-то других улик, указывающих, что эти деньги принадлежат Михаилу, не было. Данные купюры были изготовлены наспех, на ксероксе. Любому человеку понятно, что никакой фальшивомонетчик не станет печатать фальшивки как простые бумажки на ксероксе. Любому, но только не грузинским контрразведчикам.

- Как ваш брат перенес арест, удалось ли вам его поддержать?

– Михаилу 62 года. До всех этих событий он перенес два инфаркта, ему была сделана операция – шунтирование на сердце. После того, как его забрали, его дня три-четыре держали в подвале, голодным, без света. Там у него случился новый приступ, давление упало до «40 на 60». А за полгода заключения он похудел на 18 килограммов.

Мы, его братья, вместе с детьми летали туда, в Грузию, обращались за помощью к местным политикам, к главному раввину Грузии. Но никто и не пытался нам посодействовать, потому что дело сфабриковано контрразведкой Грузии. Почему-то дело по распространению фальшивых долларов ведут не обычные сотрудники полиции, а контрразведка.

Естественно, дело объявили секретным, процесс был закрытым, в зал суда никого не пускали – ни родственников, ни местных жителей. А у нас там живет немало родственников, двоюродные сестры, братья, но никого из них и близко не подпустили к зданию суда.

Мы старались добиться, чтобы Михаила по состоянию здоровья хотя бы до суда выпустили, чтобы медики следили за ним. Но на все просьбы мы получили отказ.

- С чем вы связываете арест вашего брата и работу по нему грузинских спецслужб?

– То, что дело сфабриковано, – это без всякого сомнения. Все три фигуранта – это люди, которые имели отношение к российской военной базе в Батуми, бывшие российские военные. У грузинской стороны, наверно, не хватает мужества воевать с молодыми людьми, а таким образом можно «цеплять» Россию, как собака за ногу. Отсюда такие издевательства над человеком, который уже на пенсии и который наполовину инвалид.

Адвокат нам переслал по электронной почте копию обвинений. Там говорится, что в неустановленное время в неустановленном месте Михаилу были переданы эти «доллары» для распространения. Любой юрист скажет, что не было даже оснований для того, чтобы Михаила держали под стражей.

Как я знал, Михаил имеет двойное гражданство. По моему мнению, это новый вариант «дела Кононова», подобный тому, что был в Прибалтике. Это такая же политика.

Приговор был вынесен 7 октября. Михаилу дали шесть лет, второму подсудимому – тоже шесть лет. И третьему – Скрыльникову – дали 18 лет. За 3800 фальшивых долларов дали 18 лет! За убийство столько не дают.

И еще можно рассказать о том, что именно их интересовало. Если вспомнить про конфликт России с Грузией в Осетии, то с российской стороны командовал войсками генерал Вячеслав Борисов. Это бывший командир батумской базы. И 17-я школа ГРВЗ подчинялась непосредственно Борисову. При обыске грузинских контрразведчиков не интересовали деньги и доллары, их больше интересовали связи Михаила с Россией. Их интересовали фотографии, где стоит мой брат с руководством, с генералом Борисовым. Эти фотографии они изъяли. Также конфисковали всю цифровую технику: телефон Михаила, телефон жены, телефон тещи, ноутбук, видеокамеру, фотоаппарат, который мы, братья, подарили Михаилу на 60-летие.

Если человека подозревают в распространении двух тысяч долларов, напечатанных на ксероксе – зачем даже тещин телефон конфискуют? Поэтому мы на все сто процентов уверены, что акция направлена на то, чтобы укусить или каким-то боком зацепить военнослужащих в отставке, людей, которые уже на пенсии.

Мы ни на минуту не сомневаемся, что Михаил – законопослушный гражданин, в школе он преподавал основы государственного права. Он никоим образом не может быть замешан в противозаконном поступке.

Мы хотим обратиться за помощью в международные организации, но опасаемся, что пока пройдет судебная волокита, его просто добьют. Напомню – Михаилу 62 года, у него до этого уже было два сердечных приступа, а третий был в тюрьме…

- Ранее вы не обращались за помощью к каким-то российским или международным структурам? Почему никто в Грузии не смог вам помочь?

– Понимаете, все, что идет со стороны Российской Федерации, в Грузии преподносится как некие российские пропагандистские шаги. Поэтому мы не хотели никакие государственные структуры привлекать, наоборот, хотели действовать как обычные люди – как простая семья, которая попала в тяжелую ситуацию. Наш брат, который живет в Израиле, ходил к послу Грузии, он обращался за помощью к раввину Грузии, к Вахтангу Кикабидзе, к другим людям мы обращались: ну посмотрите, что у вас творится, разве это демократия!

Чего хотят инициаторы всего этого дела? Чтобы ни одного русского не осталось в Грузии? Или хотят что-то дискредитировать, подтолкнуть такими действиями на новые конфликты?

Я полностью согласен с мнением, что у России конфликт не с грузинским народом. У меня более ста родственников и друзей-грузин живут там. И даже в момент конфликта в 2008 году они звонили нам и говорили: даже и не думайте, что мы не уважаем Россию и русский народ. Проблема в одном человеке – в президенте Грузии и в том, что он создает своими действиями вокруг себя. Он собрал какую-то шайку молодых людей, назначил их на должности в контрразведке и дал им команду творить беззаконие.

Взрослый человек, которому 40–50 лет, который жил с Россией бок о бок, который знал Советский Союз, никогда не сделает такого беззакония. А вот эти молодые, 20-летние, моему брату прямо заявили: скажи спасибо, что мы к тебе в окна не влетели в три часа ночи. А люди в Грузии просто боятся что-то сказать. Я звоню своим родственникам, моим двоюродным братьям, а они боятся разговаривать по телефону. Потому что там все прослушивается, все записывается. И такая ситуация, что мы с двоюродным братом поделимся чем-нибудь, а завтра его там посадят.

- Но теперь вы намерены предать гласности всю эту историю?

– Если не передавать всю информацию о происходящем общественности, то так и останется, что любому человеку в Грузии, особенно российскому гражданину, смогут положить в карман деньги, оружие, наркотики и завтра показать по телевизору: о, смотрите, поймали преступника. Вот такой кошмар.

Беседовал Дмитрий Ремизов