Posted 29 марта 2011,, 20:12

Published 29 марта 2011,, 20:12

Modified 1 февраля, 07:47

Updated 1 февраля, 07:47

Каддафи не бросит свои племена

29 марта 2011, 20:12
Ситуация в Ливии остается по-прежнему неопределенной. О том, что за авиаударами не последует сухопутной операции, «Росбалту» рассказал генерал итальянской армии в отставке и бывший военный советник президента итальянской республики Карло Жан.

Ситуация в Ливии остается по-прежнему неопределенной: повстанцы и люди Каддафи уже шестую неделю ведут войну друг с другом, в то время как командование международной операцией в Ливии, призванной остановить насилие против мирных жителей, на себя взяла НАТО. О том, что за авиаударами не последует сухопутной операции, в интервью «Росбалту» рассказал генерал итальянской армии в отставке и бывший военный советник президента итальянской республики Франческо Коссиги, автор книг «Геополитика XXI века» и «Национальные интересы: методология оценки», в прошлом, а в настоящий момент профессор стратегических исследований на факультете политологии итальянского Свободного независимого университета социальных исследований им. Гуидо Карли (LUISS) Карло Жан (Carlo Jean).


- Сегодня многие эксперты говорят о возможной сухопутной операции в Ливии, даже если это противоречит резолюции ООН по Ливии. Возможно ли такое развитие событий?

- В современных условиях сухопутная операция невозможна, потому что до сих пор не определены финальные цели военной интервенции в Ливии. Непонятно, чем закончится восстание народа – смещением Каддафи, сменой режима, разделением Ливии (возможно, временным) на Киренаику и Триполитанию, и существование страны в формате Боснии и Герцеговины. Пока не будет понятно, чем закончится восстание, пока не будет понятно, какой исход нужен международному сообществу, никакой сухопутной операции не будет. Потому что иначе эта операция будет совершенно однозначно воспринята как оккупация Ливии колониальными державами, которые хотят взять под свой контроль ее ресурсы. Подобный шаг в корне противоречит тому, что предлагается сегодня в качестве решения конфликта, я имею в виду совместные предложения Италии и Германии, а также Турции, Лиги арабских государств и Африканского союза.

- Какова позиция Италии в отношении сухопутной операции?

- Италия поддержит сухопутную операцию только в том случае, если такого рода вмешательства попросят политические силы, превалирующие в Ливии.

- Каким будет следующий шаг? Стоит ждать того, что международное сообщество определится со своими приоритетами в Ливии и пойдет на следующий шаг, который определит ход конфликта?

- Не обязательно, вполне возможен вариант решения ситуации через посредничество. Это план Турции, и его, возможно, поддержат и в Вашингтоне. Он заключается в том, чтобы помочь Ливии достичь национального примирения между различными политическими группами, точнее, между сторонниками Каддафи и его противниками.

Люди, которые заявляют о неизбежности сухопутной операции, говорят так, потому что исходят из того, что смещение Каддафи является неизбежным. Но в этом регионе не все так просто. Известно, что для арабского мира характерно определенное чувство чести, гордости, которое порой важнее всего остального. В Италии нечто похожее есть на Сицилии. Так что проблема не в том, что случится с лидером и его ближайшим окружением, а в том, что этого лидера поддерживают племена, чья судьба может быть очень печальной, если лидер оставит страну. Сам Каддафи и его приспешники могут бежать в Венесуэлу или Зимбабве и жить там припеваючи, но, сделав это, он бросит на произвол судьбы племена, которые его поддерживали и которые не могут оставить страну. И что будет с этими племенами, решать будут победители, то есть повстанцы. Такой поступок идет вразрез с арабской честью, что мы видели также в Ираке, когда Саддам Хуссейн категорически отказался покидать страну.

- Каковы интересы Италии в этом конфликте?

- Главным интересом Италии является скорейшая стабилизация ситуации в Ливии, что, мы надеемся, будет способствовать прекращению морской миграции из этой страны, которая в последние недели достигла таких размеров, что Италия с ней еле-еле справляется. Приток мигрантов на итальянские берега уже спровоцировал ряд внутренних политических проблем, потому что, если говорить прямо, Евросоюз никак не помогает Италии в решении этой проблемы.

Затем Италия заинтересована в том, чтобы ливийская экономика осталась в прежнем состоянии, чтобы не произошло коллапса или деления этой экономики на части, а также в том, чтобы были подтверждены контракты на нефть, газ и прочее, которые Рим заключил с Триполи по времена правления Муаммара Каддафи.

- Сказался ли конфликт в Ливии на поставках энергоресурсов в Италию? Каким образом Рим решает эту проблему?

- Италия импортирует из Ливии 23-24% необходимой ей нефти и 10% газа. С нефтью на рынке проблем нет, поскольку у Саудовской Аравии большие нефтяные резервы, которые позволяют компенсировать прерывание поставок из Ливии, которая покрывала лишь 2% от всего рынка. Единственной проблемой здесь являются цены, которые часто начинают расти в такой ситуации в результате спекуляций. В том, что касается газа, то эти 10% в Италию сейчас приходят из России, Норвегии и Алжира. «Газпром», который имеет тесные связи с итальянской энергетической компанией «ENI», пошел на встречу Италии после того, как был закрыт трубопровод «Зеленый поток», соединяющий Ливию и Италию. То есть, проблем с поставками на сегодня нет, проблемы могут быть с ценами на энергоносители.

Беседовала Юлия Нетесова