Posted 12 апреля 2011,, 14:26

Published 12 апреля 2011,, 14:26

Modified 1 апреля, 08:45

Updated 1 апреля, 08:45

Про Польшу лучше забыть на время

12 апреля 2011, 14:26
Отношения Москвы и Варшавы, скорее всего, начнут улучшаться после парламентских выборов в Польше. Самое же главное, чтобы польская тема не всплыла в ходе парламентской и президентской предвыборных кампаний в РФ, – тогда примирение произойдет очень нескоро.

Отношения Москвы и Варшавы, скорее всего, начнут улучшаться после парламентских выборов в Польше, которые должны быть назначены на октябрь. Самое же главное, чтобы польская тема не всплыла во время парламентской и президентской предвыборных кампаний в РФ, – тогда примирение произойдет очень нескоро.

Российско-польские отношения по-прежнему остаются весьма сложными, хотя они заметно улучшились за прошедший год. С этим согласились во вторник и российские, и польские эксперты, принявшие участие в дискуссии «Катынь год спустя. Стало ли примирение ближе?», организованной «Росбалтом» в московском пресс-центре агентства. В частности, аналитик Бюро национальной безопасности Польши Бартош Чихоцкий отметил, что власти двух стран уже долгое время сохраняют способность договариваться, несмотря на неблагоприятный контекст в виде споров из-за расследования причин авиакатастрофы, в которой 10 апреля 2010 года погиб польский президент Лех Качиньский.

Неудивительно, что все эксперты особенно отметили примирительный характер последней встречи двух президентов под Смоленском, где они возложили венки к березам, верхушки которых были срезаны польским президентским самолетом при падении. Так что действительно договариваться получалось, несмотря на все проблемы, существующие в двусторонних отношениях. Среди них во время дискуссии эксперт из Института славяноведения РАН Олег Неменский назвал желание Варшавы возложить часть вины за катастрофу на смоленских авиадиспетчеров и нежелание поляков учитывать общественное мнение в России по этому вопросу. Хотя проблема общественного мнения остается главной. Русские в массе своей считают, и для этого достаточно посмотреть любой интернет-форум, где появляется упоминание Польши, что наши соседи «уже утомили» своими претензиями. Ну а польские граждане не видят у русских «должного» раскаяния. И все эти настроения могут выплеснуться во время предвыборной кампании.

Точнее в Польше и так уже понятно, что русская тема станет одной из ключевых на предстоящих выборах. Ее активно использует оппозиция в лице партии «Право и Справедливость» Ярослава Качиньского. А правящей «Гражданской платформе» деваться некуда, и она вынуждена отвечать на атаки оппонентов. Ведь, судя по политическим рейтингам, около трети электората партии премьера Дональда Туска готовы при определенных обстоятельствах «переметнуться» в стан Качиньского. Так уже было, когда в России был опубликован первый доклад о результатах расследования катастрофы под Смоленском, который поляки оценили как односторонний. Вернуть свой электорат в марте «Гражданской платформе» удалось, лишь обнародовав компромат на зятя погибшего президента, а также «не воспрепятствовав» возбуждению уголовного дела против самого Ярослава Качиньского. Так что уклониться об обсуждения русской темы польские власти никак не смогут и наверняка будут делать, в том числе, и критические заявления в адрес Москвы.

И тут может сыграть негативную роль фактор предвыборной кампании в России. В принципе, 99% российских избирателей Польша практически не интересна. Но ведь можно вспомнить, как далекая от российских рубежей война в Ливии внезапно стала ключевой темой внутренней политики, когда Владимир Путин и Дмитрий Медведев высказали по поводу нее диаметрально противоположные точки зрения.

А вдруг то же самое произойдет и с Польшей? Вот, скажем, у Дмитрия Медведева по вопросу о расстреле в Катыни польских офицеров четкая точка зрения – во всем виноват сталинский режим и расстрел был произведен служащими НКВД. Но ведь есть историки и публицисты, которые придерживаются иной точки зрения, причем также приводят в подтверждение своей позиции документальные свидетельства. А что будет, если Владимир Путин решит из «конкурентных» соображений поддержать тех, кто сомневается в однозначности вины СССР за эту трагедию? Ведь достаточно даже не говорить о вине нацистов в расстреле поляков, а просто поддержать право на собственное мнение тех историков, которые придерживаются такой точки зрения. И тогда Катынь, как это уже было в конце 1980-х годов, вновь сразу станет серьезным фактором внутрироссийской политики.

То же самое и с темой гибели Леха Качиньского под Смоленском. Россияне, конечно, соболезнуют полякам. Но что, если в пылу парламентских выборов какая-то политическая партия или один из потенциальных кандидатов в президенты заявит, что Польша сама виновата в гибели своего руководства – мол, лучше нужно было пилотов тренировать? Это весьма вероятно, поскольку глупо, с точки зрения публичной политики, не воспользоваться как-нибудь возможностью «защитить» Россию от нападок соседей – поляков, японцев или грузин – уже не принципиально. Ведь таким образом нетрудно быстро заработать популярность и поднять свой рейтинг, реально ничего не делая, просто пойдя по пути многих польских политиков.

И тогда ошибочными окажутся предположения ведущего научного сотрудника сектора Центральной и Юго-Восточной Европы Института экономики РАН Николая Бухарина, заявившего на дискуссии в «Росбалте», что «негативные» настроения в отношении России в Польше сохранятся до конца 2011 года, а уже в 2012 году после появления в Кремле нового президента они постепенно сойдут на нет. Потому что если польская тема на волне выборов войдет в российскую внутреннюю политику, то там она после всенародного волеизъявления и останется.

Хорошо еще, если на выборах победят та партия и тот кандидат, которые выберут позицию примирения с Варшавой. Но вообще-то это маловероятно, потому что для фаворитов разумнее популистски следовать настроениям толпы и критиковать «кичливых поляков». А значит, если про Польшу в период российских выборов вспомнят, то про примирение двух народов придется на долгое время забыть. Как правильно отметил Бартош Чихоцкий в ходе дискуссии в «Росбалте», общественное мнение весьма важно и политики должны прислушиваться к нему, но окончательные решения принимают именно правительства.

Иван Преображенский