Posted 15 апреля 2011,, 16:33

Published 15 апреля 2011,, 16:33

Modified 1 апреля, 08:41

Updated 1 апреля, 08:41

Муфтий споткнулся о крест

15 апреля 2011, 16:33
Предложение Талгата Таджуттдина увенчать одну из голов орла на гербе РФ полумесяцем вызвало бурную реакцию в обществе. Многие восприняли это как явную провокацию. Между тем, некоторые эксперты считают, что слова муфтия просто неверно истолковали.

Предложение верховного муфтия России увенчать одну из голов орла на гербе Российской Федерации полумесяцем незамедлительно было подхвачено СМИ и вызвало бурную реакцию в обществе. Многие восприняли высказывание Талгат Таджуттдин как явную провокацию. Между тем, некоторые эксперты считают, что его просто неверно истолковали.

"Все три короны орла - две на головах и одна посредине, над ними, - увенчаны крестами. Но ведь в России проживает 20 млн мусульман, это 18% населения. Мы - российские мусульмане, (…). Просим всего-то, чтобы одна голова орла была увенчана полумесяцем, а другая - православным крестом. А ту корону, что посередине, пусть венчают и полумесяц, и крест", - сказал Талгат Таджуттдин.

В Московском патриархате, естественно, высказались против того, чтобы менять российский герб. По словам главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, в России есть регионы, в символике которых вполне можно было бы использовать символы ислама. А в Федерации еврейских общин России (ФЕОР) к словам Таджуддина отнеслись с юмором. Пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер предложил увеличить и число голов у орла на гербе. Кстати, следуя этой логике, следовало бы покрыть одну из голов традиционной кипой или увенчать звездой Давида, чтобы не было обидно и населяющим Россию иудеям. Можно предположить, что буддисты также заявили бы о своих правах, а вслед за ними - различные язычники и "адвентисты седьмого дня"

Как отметил член рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Максим Шевченко, "Таджуддин - человек экстравагантный, допускающий экстравагантные парадоксальные высказывания", поэтому комментировать его предложение трудно. "Пусть себе живет в Уфе, Медведев к нему приезжает. Я вообще не считаю, что "история с гербами" - принципиальный и актуальный вопрос на данный момент", - сказал Шевченко в интервью корреспонденту "Росбалта".

Надо отметить, что инициатива верховного муфтия России в принципе не нова. Православная символика на российском гербе давно вызывает неоднозначную реакцию многих мусульманских лидеров и ученых, которые считают это ущемлением прав человека. "Поклонные кресты ставят на пограничных заставах и въездах в города, в кабинетах висят иконы. Эти факты - отправление христианских символов в космос, присвоение христианских икон войскам РФ, к примеру, ракетным войскам, наличие на российском гербе четырех крупных крестов - говорят о давлении христианской символики", - заявлял еще несколько лет назад председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР) Нафигулла Аширов.

Возможно, для некоторой части мусульман эта проблема действительно существует и является значимой. Однако примечательно, что даже количество крестов на гербе вызывает разногласия. Одни считают, что их три (на коронах), другие – что четыре (еще и на державе, которую держит двуглавый орел). Между тем, если приглядеться, можно найти и пятый: увенчанный крестом конец копья Георгия Победоносца, а точнее, как определяет Федеральный закон о Государственном гербе Российской Федерации, "серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне, поражающего серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона". Только на это редко обращают внимание.

Поскольку Таджуддин не взял на себя труд сосчитать кресты, некоторые сочли его заявление примитивной провокацией, основанной на спорных утверждениях.

Например, озвученные им данные о численности мусульман в России вряд ли моно считать достоверными. Различные источники называют абсолютно разные цифры, причем отличающиеся друг от друга на порядок. Вслед за Владимиром Путиным многие чиновники, политологи повторяют фразу о том, что "в России двадцать миллионов мусульман". Некоторые деятели исламского движения уверяют, что мусульман в России 20%. Однако по данным переписи населения 2002 г. их было гораздо меньше двадцати миллионов. В ходе же последней переписи населения вопрос о вероисповедовании не задавался. Так что некоторые эксперты считают, что пресловутые 20% автоматически перекочевали из статистических справочников советских времен. Тогда мусульман действительно было 20% - но не в России, а во всем СССР.

Тем не менее, мусульман в России в любом случае немало. И именно поэтому предложения Талгата Таджуддина вызвали опасения - в том числе, у единоверцев из недавно созданного Всероссийского муфтията. Как заявил глава исполкома Российской ассоциации исламского согласия Мухаммедгали Хузин, смешать символа двух религий на гербе государства - "это все равно, что дать повод критиканам обвинить традиционное, исконное православие и традиционный, просвещенный российский ислам в экуменизме". По мнению Хузина, в нынешнем оформлении герба угрозы межрелигиозному миру нет, "а муссирование этого вопроса, вне зависимости от целей, задач и форм, как раз и приводит к усилению ксенофобских настроений".

Именно в потенциальном "экуменизме", возможно, содержится главная проблема заявления Таджуддина, отметил в интервью корреспонденту "Росбалта" исламовед, доцент Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев. Он полагает, что Таджуддин пытается донести мысль о том, что межрелигиозный мир стоит закрепить в символах. Эксперт напомнил историю открытия мечети в Набережных Челнах в 1992 году. "Таджуддин попросил сделать там витраж (из-за чего у него были потом большие проблемы), на котором в звезду Давида были вписаны полумесяц и крест. Видимо, у него есть большое желание показать единство религий в некоем общем символе", - предположил эксперт.

"Другое дело, что эта идея не очень удачна сама по себе, - отмечает Силантьев. - Во-первых, создание таких символов не вызывает положительных реакции у верующих. Тот же витраж в мечети выломали его оппоненты. Был мощный скандал. Но, зная Таджуддина, надо понимать, что он не хочет устроить провокацию, или столкнуть православных и мусульман. В такой форме, может быть неуклюжей, он пытается донести свои идеи о межрелигиозном мире".

"Я хорошо знаю Талгата Таджуддина, давно изучаю его деятельность. Он не провокатор. Единственно, он свои мысли излагает особым языком, к которому надо привыкнуть", - отмечает Силантьев. По мнению эксперта, Таджуддин не требует поменять герб и не говорит о доминировании ислама. "Идею с гербом он выдвинул пять лет назад. Тогда тоже это обсуждали. Сейчас почему-то к этому вернулись. Возможно, журналистка, которая брала у него интервью, напомнила ему про ту историю", - высказал предположение Силантьев.

Возможно, Таджуддин действительно никого не хотел провоцировать. А эмоции, захлестнувшие многих после фразы "а ту корону, что посередине, пусть венчают и полумесяц, и крест", помешали осмыслить вторую часть предложения - "тогда ни один враг не сможет использовать религиозный фактор во вред единству и целостности нашей отчизны".

Это лишний раз доказывает, что религиозные деятели должны особенно осторожно относиться к своим публичным высказываниям. Как отметил в интервью "Росбалту" писатель и философ Александр Мелихов, "не нужно сейчас делать никаких резких движений, достаточно поддерживать статус-кво - перестройка показала нам, что разрушить государство намного легче, чем построить". А межрелигиозный конфликт вполне способен привести к развалу страны.

Дмитрий Пановкин