Posted 19 апреля 2011,, 12:40

Published 19 апреля 2011,, 12:40

Modified 1 апреля, 08:38

Updated 1 апреля, 08:38

"Нельзя взмахом волшебной палочки стереть недоверие"

19 апреля 2011, 12:40
В июне в Сочи может пройти посольское заседание Совета Россия-НАТО (СРН). Представители НАТО заявляют, что альянс продолжит разрабатывать планы защиты всех союзников, но не рассматривает Россию как угрозу своей безопасности. На вопросы читателей «Росбалта» о том, могут ли стороны достичь реального уровня доверия друг к другу, отвечает директор информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшель.

В июне в Сочи может пройти посольское заседание Совета Россия-НАТО (СРН). Представители НАТО заявляют, что альянс продолжит разрабатывать планы защиты всех союзников, но не рассматривает Россию как угрозу своей безопасности. На вопросы читателей «Росбалта» о том, могут ли стороны достичь реального уровня доверия друг к другу, отвечает директор информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшель.


Александр: Неужели НАТО во главе с США считает, что Россия действительно поверит тому, что ПРО в Европе создается от мифических угроз Ирана, КНДР?

Р.П.: Проект противоракетной обороны исходит отнюдь не из «мифических» угроз. Хотя обычно мы не называем публично конкретные страны, я могу подтвердить что, по мнению стран-членов НАТО, не меньше 30 стран имеют или вероятно приобретут в ближайшем будущем баллистические ракетные технологии, которые позволяют доставлять оружие массового уничтожения (ОМУ) на большие расстояния. Таким образом, члены НАТО, которые регулярно обновляют свою коллективную оценку существующих угроз, считают, что баллистические ракеты представляют вполне реальную опасность для Европы.

На недавнем саммите НАТО в Лиссабоне главы государств и правительств 28 стран Североатлантического союза заявили, что «угроза населению, территории и силам европейских стран-членов НАТО, исходящая от распространения баллистических ракет, растет». Поэтому страны НАТО приняли решение, что «с целью выполнения своей центральной задачи коллективной обороны Североатлантический союз станет создавать потенциал противоракетной обороны».

Я не берусь говорить о взглядах России на ракетные угрозы, но на заседании Совета Россия – НАТО (СРН) на высшем уровне в Лиссабоне в ноябре прошлого года президент Медведев и руководители стран НАТО договорились обсуждать продолжение сотрудничества в области противоракетной обороны. Эта работа ведется в настоящее время, и она получила серьезную оценку на предстоящих совещаниях министров стран-членов СРН в Берлине в апреле и будет также обсуждаться в Брюсселе в июне нынешнего года.

Виктор: Существуют ли в НАТО сомнения, что партнерство с Россией не получится?

Р.П.: Нет, мы убеждены, что партнерство между Россией и НАТО – это правильный и реалистический путь. Прежде всего, существует реальная политическая воля развивать тесное сотрудничество. Мы более не считаем друг друга соперниками, более того, мы даже не считаем, что представляем друг для друга проблемы в сфере безопасности. А во-вторых, разве есть какая-то альтернатива партнерству? Нет, ее не существует. Страны НАТО и Россия сталкиваются с одними и теми же вызовами в сфере безопасности – будь то терроризм, нестабильность в Афганистане, пиратство или распространение ОМУ. Объединив наши идеи и ресурсы, мы повышаем свои шансы на успешное преодоление этих угроз. Однако если мы хотим реализовать действительно качественное партнерство, то все 29 стран (члены НАТО и Россия) должны упорно работать, вносить в него свой вклад – как в политическом плане, так и в плане практического сотрудничества.

Michal 2006: Я поляк, житель страны - члена НАТО. Есть проекты построить ПРО в Польше. Говорится, что это не угроза России. Возникает вопрос: совместная оборона от международного терроризма - предчувствие, что нам всем скоро придется защищаться от этого терроризма? Простая логика подсказывает, что США и РФ должны действовать вместе. Но, после многих лет пропаганды и в США, и в России - это возможно? Возможно ли доверие, переговоры, совместные базы для защиты НАШЕЙ ОБЩЕЙ цивилизации? Как вы думаете, удастся русским и американцам, двум сверхдержавам, договориться после десятков лет «холодной войны», вражды, недоверия?

Р.П.: Приятно получить вопрос от соотечественника-поляка. Дорогой Михаль, будучи поляками, мы очень хорошо знаем, что для преодоления наследия холодной войны требуется упорная работа. Но мы также знаем, что это возможно! Это возможно, и это должно быть сделано в отношениях между странами, и этого можно добиться также и в отношениях между Россией и НАТО. Я согласен с вами, что этот процесс должен быть проделан в соответствии с логикой – логикой, которая подсказывает, что мы можем помочь друг другу, совместно борясь с общими угрозами, такими как терроризм. Конечно, нельзя взмахом волшебной палочки стереть все еще сохраняющееся недоверие. Для этого требуется свежий подход и определенное мужество. Однако я не сомневаюсь, что новое поколение поляков, россиян, американцев сможет этого добиться.

Александр, Петербург: Почему НАТО решилось возглавить операцию в Ливии, и готов ли альянс к участию и руководству наземной операцией, если это потребуется для выполнения резолюции ООН в части защиты мирного населения?

Р.П.: Александр, короткий ответ такой: НАТО откликнулась на задачу, которая была возложена на международное сообщество Резолюцией 1973 Совета безопасности ООН. Наша главная цель – защита гражданского населения Ливии. В соответствии с этой резолюцией, мы патрулируем морское и воздушное пространство Ливии, чтобы обеспечить соблюдение эмбарго на вооружения и бесполетной зоны, и мы используем наши самолеты для предотвращения атак на гражданских лиц и гражданские центры. Иными словами, мы делаем именно то, чего требует резолюция, не больше и не меньше.

Равиль, Казань: Зачем в России представительство НАТО, мы же не собираемся, несмотря на заявления всяких либералов, вступать в ваш Альянс?

Р.П.: Информационное бюро НАТО не является посольством НАТО. У нас маленькое бюро, которое было создано 10 лет назад по соглашению между Российской Федерацией и НАТО для распространения в России информации о Североатлантическом союзе и для укрепления сотрудничества. Для вас, возможно, будет неожиданностью, если я скажу, что это сотрудничество имеет уже долгую историю и охватывает многие области – в качестве лишь некоторых основных примеров можно упомянуть политический диалог, военные контакты, борьбу с терроризмом и гражданское чрезвычайное планирование. Как и вы, я не слышал о том, чтобы в России сейчас проявлялся интерес к вступлению в НАТО, однако, я надеюсь, вы согласитесь, что имеющиеся у нас договоренности о сотрудничестве дают громадный простор для совершенствования международной безопасности. И наше Информационное бюро старается вносить свой скромный вклад в этот процесс.