Posted 27 апреля 2011,, 11:07

Published 27 апреля 2011,, 11:07

Modified 1 апреля, 08:31

Updated 1 апреля, 08:31

«В Кремле есть два пересекающихся лагеря»

27 апреля 2011, 11:07
Путин и Медведев, похоже, все больше расходятся во взглядах, и Запад больше симпатизирует нынешнему президенту, - утверждает эксперт по России и постсоветскому пространству Европейского совета по международным отношениям Бен Жуда.

Владимир Путин жестко отвечает западным журналистам: выбирать, кто станет президентом в 2012 году, будет народ России, а рекомендации из-за границы излишни. Между тем, Путин и Медведев, похоже, все больше расходятся во взглядах о пути развития России, и Запад больше симпатизирует нынешнему президенту. Об этом «Росбалту» рассказал эксперт по России и постсоветскому пространству «мозгового центра» Европейский совет по международным отношениям Бен Жуда (Ben Judah).


- Существует ли, по вашему мнению, раскол в тандеме Путин-Медведев?

- Недавние высказывания в СМИ Владимира Путина и Дмитрия Медведева, содержавшие в себе элемент соперничества, и обнародованные расхождения во взглядах относительно того, что происходит в Ливии, дали понять, что в тандеме наметились разногласия. Конечно, чтобы собрать эту головоломку, нам недостает самых главных частей. Мы не знаем, какой была изначальная договоренность между Путиным и Медведевым и какого рода динамика реально существует в их отношениях. Западные эксперты и журналисты имеют крайне ограниченный доступ к ключевым игрокам политической жизни России: эти контакты, как правило, жестко контролируются. Анализ российской политики снова скатился в «кремлинологию», как это было когда-то в предгорбачевские годы. Однако сегодня, в отличие от советских времен, есть возможность пообщаться с конкурирующими друг с другом политтехнологами, журналистами, сотрудниками «мозговых центров», чиновниками, которые идентифицируют себя в качестве сторонников либо Путина, либо Медведева. Хотя, конечно, сомнения в их надежности есть.

- В чем именно заключается этот раскол и что стало его причиной?

- Очевидно, что сейчас в Кремле существует два где-то пересекающихся лагеря, которые конкурируют друг с другом в области формирования и реализации политических программ. Если до финансового кризиса внутри политической элиты существовал консенсус в отношении того, как Россия должна проводить модернизацию, то сейчас у этих лагерей две разные повестки дня. Отчасти это является результатом продолжающегося финансового и экономического кризиса, который уничтожил все иллюзии. Лагерь Медведева делает больший акцент на модернизации, высоких технологиях, борьбе с коррупцией и «оттепели» в отношениях с Западом. Лагерь Путина не то чтобы выступает против этой повестки дня, но он гораздо менее радикален в продвижении этих тем. Наиболее рьяные приверженцы Медведева уже давно говорят иностранцам, что они будут рады, если Путин отойдет в сторону, но пока что непонятно, насколько сам Медведев разделяет их взгляды.

- Кого именно – Путина или Медведева – предпочел бы Запад?

- Западные инвесторы радушно отнеслись к имиджу Дмитрия Медведева, который соответствует реалиям XXI века, я имею в виду его блог, деятельность курируемого им «мозгового центра» и его внешний вид. Некоторые даже зашли так далеко, что привязали современную ситуацию в России к выбору будущего лидера, в рамках чего выбор между стагнацией или реформами превратился в выбор между Путиным или Медведевым, перестав быть структурной проблемой, связанной с природой системы, частью которой они оба являются. Некоторые корпорации считают, что президентство Медведева будет означать меньше коррупции и более безопасное ведение бизнеса для иностранных инвесторов. Да и западные лидеры считают Медведева более прозападным, более настроенным на реформы и менее склонным к реваншизму, чем Путин. Они были бы рады, если бы в его руках оказалось больше власти, потому что считают, что это станет началом более деловой и менее агрессивной России, которая не будет соперничать с Западом. Возвращение Путина – человека, с которым в Европейском союзе и США ассоциируется КГБ и скатывание России в авторитаризм, – будет воспринято как знак того, что страна отказывается от реформ, и это заметно снизит интерес к тому, чтобы работать и сотрудничать с Россией в самых разных сферах.

Беседовала Юлия Нетесова