Posted 27 апреля 2011,, 14:21

Published 27 апреля 2011,, 14:21

Modified 1 апреля, 08:30

Updated 1 апреля, 08:30

Операция против Сирии не в интересах Запада

27 апреля 2011, 14:21
В Сирии не прекращаются демонстрации противников правящего режима. Несмотря на подписанный Башаром Асадом указ об отмене ЧП, наблюдатели сомневаются, что власти пойдут на дальнейшую либерализацию в стране. Так что полностью исключать опасность полномасштабной гражданской войны нельзя.

В Сирии не прекращаются демонстрации противников правящего режима. Несмотря на подписанный Башаром Асадом указ об отмене чрезвычайного положения, действовавшего с 1963 года, наблюдатели сомневаются, что власти пойдут на дальнейшую либерализацию жизни в стране. Так что полностью исключать опасность полномасштабной гражданской войны нельзя.

В Сирии введен строгий запрет на проведение любых уличных выступлений – «до восстановления в стране спокойствия». Однако только вчера в ходе операции по подавлению восстания в городе Даръа погибли 39 человек и свыше 70 получили ранения.

Напомним, что массовые волнения в Сирии начались в середине марта после ареста в расположенном на границе с Иорданией городе Даръа группы школьников, писавших на стенах антиправительственные лозунги. Люди вышли на улицы с требованием освободить арестованных, был даже снесен памятник отцу нынешнего президента Хафезу Асаду. Позже волнения распространились на другие регионы страны, в частности на города Латакия, Банияс, Хомс, Хама и некоторые пригороды Дамаска. По информации правозащитников, с начала столкновений манифестантов с сотрудниками правоохранительных органов погибли не менее 400 человек.

Стремясь «охладить» революционный пыл народа, президент Башар Асад выполнил одно из требований протестующих и подписал в прошлый четверг указ об отмене действия в Сирии чрезвычайного положения. Но дальше этого дело пока не идет. Правительство не спешит с проведением в республике масштабных демократических и экономических преобразований. У оппозиции такие полумеры не вызывают положительных эмоций. Противники существующего режима считают действия властей «запоздалыми и недостаточными», а в качестве первоочередных шагов предлагают «восстановить в стране верховенство закона и положить конец беспределу, который творит аппарат спецслужб».

В последнюю неделю в большинстве сирийских городов постоянно проходят массовые манифестации. В Хомсе - важном промышленном центре Сирии - прошли митинги, в ходе которых и мусульмане, и христиане скандировали антиправительственные лозунги. В Алеппо - втором по величине городе Сирии - активизировались студенты, требующие смены режима. Волнения происходят и на средиземноморском побережье – в городе Джебле, и в городе-курорте Забадани под Дамаском. В курдском квартале сирийской столицы прошел даже женский «марш свободы». В тот же день вечером в другом пригороде Дамаска манифестанты вышли на улицы с зажженными свечами и факелами, потребовав гражданских свобод и создания правительства национального единства.

Власти вину за беспорядки и насилие возложили на радикальных исламистов (салафитов), которые якобы добиваются провозглашения своего сирийского эмирата. Между тем, стоит отметить, что в отличие от Египта, где «братья-мусульмане» были противниками режима Хосни Мубарака, в Сирии они поддерживали Башара Асада, в том числе, по причине его стратегического партнерства с Ираном, а также за его антиамериканский и антиизраильский внешнеполитический курс.

«Волнения в Сирии имеют в первую очередь социально-политическую подоплеку, точно такую же как в Тунисе, Египте, как это происходит в Йемене и в целом ряде других государств», - считает профессор факультета Международных отношений Санкт-Петербургского университета Константин Худолей, отмечая, что «против правительства Башара Асада выступает самый широкий спектр недовольных». «Они вряд ли могут создать единый фронт, их объединяет только неприятие нынешнего правительства», - считает собеседник «Росбалта». Так что вряд ли стоит преувеличивать роль и влияние исламских фундаменталистов в жизни Сирии.

Вместе с тем стоит отметить, что события в стране произошли довольно неожиданно. Башар Асад как молодой, по восточным меркам, президент, вдобавок еще и не профессиональный политик, а врач-офтальмолог по образованию, казался еще недавно достаточно современным, способным к политическим маневрам правителем. «Если одиннадцать лет тому назад, когда Асад стал президентом, казалось, что ему мешает «старая гвардия» - соратники его отца Хафиза Асада, то сейчас он не пользуется имеющимися у него возможностями для маневра, делая ставку на силовое давление, которое может привести только к обострению ситуации», - считает эксперт. Таким образом, в результате «операций», которые делает своему народу офтальмолог Асад, Сирия вполне может оказаться на грани гражданской войны. Правда, раскол не произойдет по географическому принципу, как в Ливии, а явится следствием социально-политических противоречий.

Глава комитета Совета Федерации по международным делам, спецпредставитель президента РФ по Африке Михаил Маргелов также не исключает резкого обострения внутриполитической ситуации в Сирии и перерастания ее в гражданскую войну. «Военные действия на территории ведущего государства арабского мира скажутся отрицательно на обстановке в соседних странах. Это касается, прежде всего, Ливана, общественность которого четко реагирует на политические изменения в Сирии», - заявил Маргелов. Кстати, и сами сирийские власти после начала беспорядков открыто говорили о вмешательстве во внутренние дела своей страны ливанского клана экс-премьера Рафика Харири и израильтян.

В связи с этим большую озабоченность проявляют Франция, Германия, Италия и США, которые уже готовят финансовые санкции в отношении сирийского режима. Проблема обсуждается уже и на уровне ООН. По итогам встречи в Пентагоне министры обороны США и Великобритании Роберт Гейтс и Лиам Фокс заявили, что международная коалиция не планирует проводить военную операцию в Сирии. И все же ливийский прецедент позволяет предположить возможность создания новой западной коалиции - теперь уже против режима Асада.

Правда, как объясняет посол Ливии в Москве Амир аль-Гариб, это будет «другой сценарий» - не потому, что Запад так уж боится Башара Асада, а потому что «Сирия находится рядом с Израилем», а в странах, граничащих с Сирией, сильны позиции движения «Хизбалла».

В свою очередь Константин Худолей также не видит возможности западного вмешательства в сирийскую ситуацию. Но он полагает, что «в случае возникновения конфликта у Асада меньше возможностей для военного маневра, чем у Каддафи, по той причине, что армия Каддафи сохранила ему, в большинстве своем, верность, тогда как морально-боевой дух сирийской армии достаточно низок после вынужденного ухода из Ливана». Кроме того, собеседник «Росбалта» отметил, что «Запад в настоящее время действует в отношении Сирии более осторожно, чем в отношении Ливии, поскольку опасается толкнуть Дамаск в объятия Ирана». Что же касается шиито-суннитских противоречий, то они, по мнению эксперта, «роль играют, но не больше, чем в других арабских государствах».

Дмитрий Пановкин