Posted 30 мая 2011,, 14:28

Published 30 мая 2011,, 14:28

Modified 1 апреля, 07:38

Updated 1 апреля, 07:38

Макфол поможет Обаме переизбраться

30 мая 2011, 14:28
Назначение послом США в РФ автора «перезагрузки» Майкла Макфола не связано с будущими президентскими выборами в РФ. В этом уверен директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин.

Новым послом США в России может стать Майкл Макфол. Он является сегодня сопредседателем американо-российской комиссии по развитию гражданского общества («Макфол-Сурков») и занимает должность директора по делам России и Евроазиатского региона в Совете национальной безопасности при президенте США. Назначение может произойти уже осенью. И это означает, что во время второго срока Барака Обамы политика «перезагрузки» отношений с Россией продолжится, заверил «Росбалт» директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин.


- Майкл Макфол не является кадровым дипломатом, значит, если его назначение послом в Россию состоится, это будет политическое решение?

- Конечно, это политическое назначение. Американская дипломатия строится в большинстве случаев по профессиональному признаку. А здесь, конечно, Обама выбрал крайне близкого к себе человека. Ведь, безусловно, Макфол близок к президенту Обаме в последние годы. Он имел и имеет прямой доступ к главе американского государства и влияет на его позицию по России и постсоветскому пространству. Мне кажется, что Обама выбрал Макфола потому, что он доверяет его знанию России и постсоветского пространства, оно подтверждалось неоднократно. Он доверяет его оценкам в отношении тех политиков, которые действуют в Москве и которых Макфол ему характеризовал. В результате, у президента США выработалось понимание того, что это очень неплохой кандидат на должность посла.

Для администрации Обамы «перезагрузка» отношений с Москвой является одним из самых заметных успехов во всей внешнеполитической деятельности, и нахождение Макфола в Москве может укрепить это мнение. Это решение поможет Обаме избраться на второй срок и продемонстрировать американскому политическому истеблишменту и избирателям, что отношения с Кремлем носят характер фундаментальной «перезагрузки», а не просто каких-то тактических изменений. Это, кстати, позволит сделать также «перезагрузку» политикой, по меньшей мере, двух сроков.

- То есть вне зависимости от того, как сложится ситуация у Обамы, речь идет о программе на второй срок? Даже притом что нет 100-процентной уверенности, что нынешний президент переизбирается на второй срок…

- Уверенность почти 100-процентная уже, конечно, есть на сегодняшний день. Хотя все зависит от того, как будут развиваться события.

Обычно президенты предпочитают политических назначенцев менять. Поэтому Макфол безусловно будет работать в Москве, если Обама сумеет победить на выборах. Если нет, - то я бы так уверенно об этом не говорил.

- Не было ли назначение именно Макфола результатом сложностей, которые приходилось Обаме преодолевать при проведении политики «перезагрузки», а именно сопротивления консервативного аппарата и экспертов, в том числе в Госдепартаменте США?

- Думаю, что Макфол является идеологом и главной движущей силой процесса «перезагрузки». И не только у Обамы, но и у Макфола была эта проблема – преодоления сопротивления традиционного дипломатического аппарата и Госдепа, где очень много стереотипов в отношении России. Карьерная дипломатия работает совсем по другим принципам, чем, скажем, страноведы, каковым является Макфол. Поэтому-то здесь, быть может, Обаме показалось эффективнее создать связку и иметь человека в Москве, который бы напрямую транслировал его месседжи и был бы напрямую же связан с российским руководством.

Нынешний президент США с самого начала говорил, что хочет превратить Россию в стратегического союзника, в экономического союзника. Рано или поздно она станет мощным экономическим игроком, соответственно Америке с ней надо дружить. И надо закладывать основу для этого сейчас, в рамках «перезагрузки», вне зависимости от текущих событий.

Кроме того, Макфол очень хорошо знает Россию - это очевидный факт. Он, пожалуй, наилучший эксперт по России в США на сегодняшний день. Он знаком с ней с разных точек зрения. Занимался ее изучением, начиная со студенчества, потом аспирантом. Много сюда приезжал, долго здесь жил, у него огромные связи. То есть он еще и потому нетипичный дипломат, что приезжает в страну, которую он очень хорошо знает, где у него сотни друзей в разных социальных слоях, с разной политической направленностью, которым он доверяет. Он работал отнюдь не в качестве дипломата и знаком с Россией. Его картинка более пестрая, чем то, что можно в Москве увидеть из окошка черного лимузина. Он знает, что такое метро и общественный транспорт. Он немало поездил по стране и очень хорошо говорит по-русски.

То есть Макфол достаточно хорошо понимает российский менталитет, российский политический мир, политическую культуру, нравы, образ жизни, что в дипломатической работе крайне важно. Он, конечно, будет стоять на позициях своей страны, своей администрации. Но при этом понимать логику своего российского партнера он сможет лучше, чем дипломатический карьерный посол.

- А не связано ли решение направить в Москву Макфола с заявлением Дмитрия Медведева о том, что он рассказал некоторым партнерам по G8 в Довиле о своих планах на 2012 год? Могло ли президентом США в связи со сложившейся ситуацией в российской власти быть принято решение о показательном углублении сотрудничества?

- С американской точки зрения, кто бы ни был президентом России, США будут продолжать действовать так, как действуют, потому что это соответствует их национальным интересам. «Перезагрузка» - в интересах Америки, и она будет делать то же самое вне зависимости от того, кто - Путин или Медведев - будет у власти. Реализация этих решений – это вопрос уже тактики, но отнюдь не стратегии. Так что меняться политика США в отношении России в зависимости от итогов выборов 2012 года, я думаю, не будет.

Что касается Довиля, то, как я понимаю, Обама там и поставил в известность Медведева о том, что он принял решение. И, видимо, уже давно это решение было принято, обговорено и согласовано с самим Макфолом. И, наверное, уже отсюда кто-то «слил» эту информацию The New York Times и Reuters, где она и появилась. Так что я здесь не вижу какой-то ответной реакции. Для нее просто не хватало времени.

Не говоря уже о том, что лидеры G8 вряд ли воспримут на веру тот вариант развития событий, который им сообщил в Довиле Медведев. Они его еще проверят и перепроверят и скажут: мы еще посмотрим, как будут развиваться события. Тем более что никто, даже сам Медведев, гарантировать верность своих прогнозов не сможет.

- Даже Путин, скорее всего, не сможет…

- Я думаю, до парламентских выборов в России этого никто не сможет.

- Но насколько легко Макфолу будет выстроить отношения с российской властью в своем новом качестве? Он ведь будет жестко отстаивать интересы США?

- Безусловно, он посол своей страны. Если бы он этого не сделал, он бы предавал ее интересы. Тогда его надо было бы судить или, как минимум, отозвать. У Макфола были разные периоды отношений с российской властью, и многие считают, что он менялся. Да он и не мог не меняться. И его взгляды трансформировались. Нельзя сбрасывать со счетов также, что он специалист в области сравнительной политологии, он занимался и другими странами довольно активно, писал академические работы и книги по Китаю, Ирану, арабским странам, Латинской Америке и тому, как шел процесс демократизации в Восточной Европе. То есть у него большой академический бэкграунд, он не только специалист по России.

Правда, на его нынешнем посту в зону его ответственности входит не только Россия, но и, по сути, вся Евразия. А появление его в Москве изменит эту ситуацию. Он будет вынужден концентрироваться только на России. Поэтому многими вещами, в которые он не вникает сегодня, ему придется заниматься предметно. И в этой ситуации можно предположить, что он будет входить в конфликтные отношения с российской властью.

Но он человек исключительно коммуникабельный, обаятельный. Эдакий «свой парень». Он производит очень доброжелательное впечатление и хорошо относится к России и к русским, в отличие от многих американских советологов. Да и послы вообще-то нечасто хорошо относятся к стране, в которую едут.

- А может так сложиться, что назначение Макфола сорвется?

- В администрации Белого дома вряд ли могут это изменить, это был серьезный расчет. И я не вижу, почему бы Конгресс мог провалить это назначение. Трудно представить, какие претензии можно предъявить Макфолу. Напротив, многие республиканцы считают, что он очень жестко отстаивает интересы демократии, тем более что он консультировал и предыдущую, то есть республиканскую администрацию Белого дома.

Беседовал Иван Преображенский