Posted 7 июня 2011,, 09:48

Published 7 июня 2011,, 09:48

Modified 1 апреля, 07:28

Updated 1 апреля, 07:28

Культ личности и жажда наличности

7 июня 2011, 09:48
Пока государство не предложит принципиально новый путь развития, ностальгия по Сталину будет оставаться для части общества модным брендом, а сталинизм – вероятной системой ценностей и моделью государства.

Извечные вопросы "Что делать?", "Кто виноват?" и "Что делать с тем, кто виноват?" зависли в России, как европейские овощи на таможне. Остались в прошлом "девяностые" и "нулевые", а света всеобщего довольства в суверенном туннеле демократии все не видно. Но поиск смыслов продолжается. Часть населения решила обратиться к стилю ретро: нынче в моде Сталин. Личность и без культа популярная, провокационная, вызывающая ожесточенные споры даже спустя полвека после смерти. Ведь если "десталинизацию" предлагают, значит это кому-нибудь нужно? Значит, кто-то считает сталинизм актуальным?

Современному российскому обществу "вождь трудящихся" явно близок. Как отмечается в недавнем опросе ВЦИОМ, "с каждым годом все больше россиян считают, что роль Сталина в России страны была скорее положительной (с 15% до 26%), а тех, кто уверен в обратном, напротив, становится все меньше (с 33% до 24% соответственно)". Эти цифры подтверждаются и пресловутым скандалом с выборами "Имени России". Кроме того, ВЦИОМ уверен: "Большинство россиян считают "десталинизацию" мифом, не имеющим ничего общего с реальными задачами, стоящими перед страной, и полагают, что в случае реализации десталинизация просто исковеркает историческое сознание, сделает его однобоким (45%)".

Позитивное отношение к Сталину ярко проявляется даже не столько у малообеспеченных пенсионеров и ветеранов, которые могут сопоставить свое благосостояние в сталинскую пору и нынешнюю, сколько у обеспеченной молодежи, реализующей себя в Интернете. Советскую власть она застала лишь краешком детсадовских колготок и не может опираться на собственные эмоции и воспоминания о сталинском времени, но заимствует их у своих же бабушек и дедушек, часто апеллируя ссылками: "А мне в семье говорили, что…". Реальный генсек растворился в этих мифах, став олицетворением жесткого стиля управления, квинтэссенцией советского строя, символом порядка и социальной справедливости. Как писал журналист Олег Кашин, у российской молодежи возникла "мода на протест". И Сталин ныне - некий символ нонконформизма, антагонист современного мироустройства. В свое время была популярна футболка с Че Геварой, обозначавшая схожую концепцию. Теперь же в моде "Сталинобусы".

Вот как объясняет нынешнюю популярность Сталина его биограф - писатель Эдвард Радзинский: "Он популярен не потому, что его любят, а потому, что не любят то, что происходит вокруг. И вот эта часть населения – она, к сожалению, растет. И глядя на игры, ну, вот, назовем условно, Куршавельские игры, они говорят одно и то же: "Сталина бы на вас!" Вы понимаете, что это такое? Поэтому у него очень большая база ныне".

Ну что же, познакомимся с базой.

Вождь мегабайтов

На сайте lurkmore.ru - самопровозглашенной энциклопедии интернет-мемов - статья о Сталине долгое время занимала почетное место на главной странице. Авторы (а сайт построен на wiki-принципе труда анонимных волонтеров) иронически пересказывают биографию бывшего семинариста на свой лад: "Сталин очень быстро превратил эту страну из унылой банановой республики в одну из ведущих мировых держав". Но не все воспринимают историю столь благодушно. На lurkmore.ru подчеркивают, что "Сталин и связанные с ним дискуссии являются обширным полем для холиваров, поцреотов и либерастов".

Вот типичный холивар-пример: недавно ведущая "Эха Москвы" Ксения Ларина резко удивилась тому, что в ТВ-голосовании на Пятом канале победили сталинисты. "Россия одурела в доску… почти 90% смотрящих в эти часы программу "Открытая студия" хотят Сталина. Хотят диктатора-параноика. Хотят его. Вожделеют", - недоумевала она. В итоге – 2700 комментариев на сайте "Эха Москвы", полных ненависти к Лариной (чаще) и к Сталину (реже).

А известного питерского кинопереводчика Дмитрия "Гоблина" Пучкова коробит официальное списывание всех проблем РФ на советское прошлое. Поэтому он часто выкладывает на своем сайте, очень популярном среди молодежи, новости о российских неудачах с саркастичными приписками "Вот до чего Сталин страну довел". Не так давно Гоблин издал толстую книгу "За державу обидно", где топчет кирзовым сапогом антисталинский пафос перестроечной публицистики: "Чего хочет пролетарий сегодня, когда говорит про Сталина? Ровно того же самого: порядка и справедливости". Покупают охотно, тиражи допечатывают.

Студенты часто читают и другие книги о бывшем поэте – в магазинах целые полки отведены под издания с портретом генералиссимуса. "Вообще же, в нулевые прокатился самый настоящий вал сталинистской литературы", - отмечает политолог Александр Есилеев. - Вот, например, только некоторые названия: "Сталинский порядок" (С. Миронин), "Красный монарх" (В. Бушков), "Генералиссимус" (В. Карпов), "Антисталинская подлость" (Г. Ферр), "Сталин и заговор Тухачевского" (В. Лесков), "Великая война Сталина" (К. Романенко). И этот "железный поток" отражает огромный спрос "на Сталина", личность и эпоха которого волнуют людей со страшной силой".

Новые песни о Главном

Часть молодежи свою приязнь к государству рабочих и крестьян и вовсе перекладывает на музыку. Однако прямое упоминание Сталина на эстраде услышишь редко, а вот у "неформалов" - частенько. Рэперы, панки и рокеры любят позиционировать себя как протестную музыку меньшинства, как оппозицию массовой культуре. Отсюда и обилие остросоциальной тематики в текстах. Ну а образ Сталина воплощает некую критику современности. Поэтому Сталин упоминается у ряда музыкантов – Babangida, Krec, Ligalize, Noize MC, Коба Чок, Краденое солнце, Рабфак. Так, в тексте песни "Ольга" от питерской группы "Krec" звучит явная ностальгия по советскому и, конкретно, сталинскому времени. Героиня песни – пенсионерка Ольга Петровна, которая вынуждена работать уборщицей и просить милостыню на улице:

"Ольга Петровна моет полы и мраморные стены,
Уверена, что её деньги съела система,
Вспоминает Сталина со слезами…"

Ключевое место Сталин занимает в творчестве калининградского рэпера Babangida. В текстах его песен СССР (олицетворяет Сталин) противопоставляется РФ (кто только не олицетворяет – от Познера до Путина). Советский строй у Babangida – утопия всеобщего блага и справедливости, люди учатся, трудятся, небо голубее, трава зеленее. Российская действительность же рисуется как нечто пошлое, непродуктивное, как контраст нищеты и богатства, как бесконечная дискотека:

"Уже не слышен космодром, но зато бомжи бодрятся в метро,
Где ты, мой трудовой народ? В стране некогда развитого социализма
На сценах колбасятся п***рки зализанные,
Товарищ Сталин, помолись за нас".

Образ Сталина в текстах Babangida имеет сложную символику, несет многослойный религиозный подтекст, бывший семинарист сравнивается то с Христом, то с Антихристом, наделяется мистическими, инфернальными чертами.

"И ловко зашагал по дороге в ад навстречу Кобе.
Он там встретит всех сирых и убогих. Он - наш бог...
Не забывай, помни свои корни. Наш бог - Коба,
Наш вождь добрый. Мы все топливо в пожаре революции".

По тексту песни "Коба", Сталин заточен в Аду и ждет освобождения, а его оживление сравнивается со вторым пришествием. Наверно, это и есть постмодерн.

Топ-менеджер во френче

Президент Медведев как-то в своем блоге попытался отделить мух репрессий от котлет достижений: "Правда и то, что преступления Сталина не могут умалить подвиги народа, который одержал победу в Великой Отечественной войне. Сделал нашу страну могучей индустриальной державой. Поднял на мировой уровень нашу промышленность, науку, культуру". Мол, людей убивал лично Сталин, а к народу у нас претензий нет, кесарю - кесарево.

Эту шаткую логику вдоволь испинали в блогах, определяя Сталина как "эффективного менеджера". Как сказал публицист Роман Носиков: "Придется признать, что тот менеджмент был эффективнее этого? Хотя нам все уши уже прожужжали про "неэффективность советского строя"…Ну а пока — имеем то, что имеем. А значит, Сталин — по-прежнему очень актуален".

А вот губернатор Кировской области Никита Белых год назад с блеском защитил диссертацию, в которой "оценивал менеджерскую эффективность Иосифа Сталина и доказывал ущербность его политических репрессий с точки зрения экономики". Любопытно, что месяц назад это исследование фонд "Историческая память" назвал плагиатом. А самому Белых (считающему себя "антисталинистом") стали пенять, что его сын живет в Англии, и привели в пример Сталина, бросившего сына Якова в немецком плену. Губернатор горячо оправдывал свое "тяжелое решение" отсутствием в России нужных условий в образовании, но сочувствия у интернет-пользователей не вызвал.

Пока государство не предложит принципиально новый путь развития, ностальгия по Сталину будет оставаться для части общества (и молодежи особенно – пассионарии все же) модным брендом, а сталинизм – вполне вероятной системой ценностей и моделью государства. Многословные разговоры об "управляемой/суверенной демократии", "инновациях" и нанотехнологиях трогают иных граждан гораздо меньше, чем незатейливая фраза "Жить стало лучше, жить стало веселее!".

Дмитрий Асташкин

Ознакомиться с докладом автора на конференции «Русское самосознание и пространство России» можно ЗДЕСЬ.