Posted 28 июня 2011,, 13:46

Published 28 июня 2011,, 13:46

Modified 1 апреля, 06:57

Updated 1 апреля, 06:57

Полковнику ничто не светит

28 июня 2011, 13:46
После того как Международный уголовный суд выдал ордер на арест Муамара Каддафи, в Триполи пообещали инициировать судебное преследование блока НАТО за попытки убийства полковника и членов его семьи. Эксперты считают, что вердикт суда может ускорить начало наземной операции НАТО в Ливии.

После того как Международный уголовный суд выдал ордер на арест ливийского лидера Муамара Каддафи, в Триполи пообещали инициировать судебное преследование блока НАТО за попытки физического устранения полковника и членов его семьи. Эксперты признают бесперспективность притязаний ливийских властей и считают, что сложившаяся ситуация может послужить катализатором и дополнительным оправданием для наземной операции НАТО в Ливии.

В Триполи отказались признать ордер на арест Муамара Каддафи, выданный в понедельник Международным уголовным судом (МУС) в Гааге. По мнению секретаря Главного народного комитета юстиции Мохамеда Амхада аль-Камуди, «арест ливийского лидера западный мир пытается использовать как инструмент провокации и давления на страны Третьего мира». Напомним, что Каддафи объявлен в розыск этим международным органом за организацию убийств, задержаний и лишения свободы, совершенных в первые 12 дней восстания ливийцев, требовавших свержения правящего режима.

На Западе не скрывают, что Альянс целенаправленно пытается уничтожить лидера Джамахирии. Более того, если раньше официальные лица в США и НАТО отрицали саму мысль о возможности проведения наземной операции, то теперь это уже не является даже секретом Полишинеля. Например, американский адмирал Сэмюэл Локлир, возглавляющий Объединенное командование силами НАТО в Неаполе, открыто признал возможность вода в Ливию сухопутных войск, чтобы «восстановить стабильность после устранения лидера Джамахирии».

В Москве же традиционно «делают лицо», пытаясь убедить, прежде всего, самих себя, что решение МУС не закрывает возможность для политического урегулирования в Ливии. По заявлению спецпредставителя президента РФ по Африке, главы комитета по международным делам Совфеда Михаила Маргелова, ордер на арест Каддафи «еще не финальный вердикт, и окно возможностей для реализации различных сценариев ливийского политического урегулирования еще окончательно не закрыто».

Скорее всего, из этого «окна возможностей» будет сквозить еще продолжительное время, поскольку сценарии урегулирования придется искать достаточно долго. Уже сейчас власти Триполи пообещали подать в суд на НАТО за попытки физического устранения полковника и членов его семьи. «Подобные действия НАТО являются военными преступлениями, которые и должны рассматриваться в Международном уголовном суде. Ливия будет преследовать в судебном порядке блок НАТО за эти преступления», - отмечают официальные представители Триполи. При этом лидер ливийских повстанцев (ПНС) Мустафа Абдель Джалиль, наоборот, приветствовал решение МУС. А официальный представитель ПНС Мустафа аль-Гарьяни заявил, что в Бенгази ожидали такого решения, одобренного, кстати, и в Вашингтоне.

«К сожалению, Вестфальская система международных отношений с присущей ей идеей баланса сил, признанием в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории, давно рухнула», - сказал, комментируя ситуацию для «Росбалта», заместитель директора Института международных исследований Виктор Мизин. «Последние пятнадцать лет рождается некое новое международное право, предполагающее возможность вмешательства во внутренние дела других стран. Ярко это проявилось в Югославии, Афганистане, Ираке. Сейчас это происходит в Ливии», - отметил он. Поэтому, по мнению эксперта, шансов у судебного иска Триполи против НАТО нет.

Но Джамахирия разделена на две части, а которая из них «настоящая», пока непонятно. (Хотя, заметим, скорее всего, под давлением сложившихся обстоятельств диалог будет вестись только с Бенгази). Очевидно, что пока «главный ливийский полковник» сидит в Триполи, юрисдикция гаагского суда на него не распространяется хотя бы потому, что Ливия не подписывала соответствующие протоколы. Ордер на арест является признанием существования достаточных оснований для привлечения к судебной ответственности. Поэтому когда Каддафи покинет территорию своего государства и окажется на территории страны, в которой ордер на арест действует, он будет взят под стражу.

Кстати, ранее бывший министр иностранных дел Ливии Абдуррахман Мухаммед Шалгам заявил в интервью газете Corriere della Sera, что Каддафи покинет Ливию в ближайшие две-три недели и ведет переговоры с несколькими странами, в том числе с Белоруссией. В МИД Белоруссии тут же с негодованием опровергли эту информацию. «Все предположения являются домыслами и беспочвенными спекуляциями, которые не имеют ничего общего с реальным положением дел», - сказал представитель МИД Андрей Савиных.

«Если Каддафи все-таки решится покинуть Ливию, - продолжает Виктор Мизин, - он может направиться либо в какую-то очень сильную страну, либо в какое-нибудь тоталитарное, возможно, африканское государство». Но даже это не гарантия того, что полковник не будет арестован. Несмотря на наличие или отсутствие у той или иной страны соглашений и договоров о выдаче преступников, помимо юридических лазеек, у крупных держав есть масса политических и экономических рычагов, чтобы заставить изменить свое решение. К слову, Сербия является подходящим тому примером.

«Понятно, что Муамар Каддафи не святой и наделал массу ошибок. Его можно привлекать к ответственности, но это не значит, что западные страны могут вовлекаться в гражданскую войну в суверенном государстве, поддерживая одну из противоборствующих сторон. Очевидно, что лидер Джамахирии – уже международный изгой. Но на его примере можно утверждать, что мир все больше скатывается к ситуации, когда великие державы навязывают свою волю державам малым», - отметил Виктор Мизин. Теперь полковнику «ничто не светит», а его выбор - или сражаться до последнего, или идти на сделку. Но на сделку западные державы пойдут, только если поймут, что наказать Каддафи не удается. Значит – ордер МУС на его арест – прямая заявка на наземное вторжение в Ливию.

Дмитрий Пановкин