Posted 30 июня 2011,, 11:40

Published 30 июня 2011,, 11:40

Modified 1 апреля, 06:54

Updated 1 апреля, 06:54

Будущее Белоруссии - бедность и изоляция

30 июня 2011, 11:40
Судя по жестокому разгону сетевых флешмобов, революции в Белоруссии не предвидится - ни твиттерной, ни традиционной. Если учесть внешнеэкономический фон, белорусов в ближайшее время ждет автаркия и железный занавес.

Судя по жестокому разгону сетевых флешмобов, революции в Белоруссии не предвидится - ни твиттерной, ни традиционной. Если учесть внешнеэкономический фон, белорусов в ближайшее время ждет железный занавес и автаркия.

Вчера оппозиционно настроенная молодежь пыталась «помолчать» в знак протеста против режима Лукашенко в третий раз. Тишины не получилось: практически во всех городах, где собирались желающие перемен, случился «хапун» и массовые задержания. Сколько всего задержанных, милиция не сообщает. Правозащитники говорят, что в Минске около сотни задержанных, почти по столько же - в каждом областном белорусском городе.

Но важно даже не количество тех, кто ОМОН заволок в автозаки, а то, как это делалось. Агрессия силовиков на этот раз была сродни той, какую они продемонстрировали 19 декабря. Манифестантов и журналистов, в том числе и зарубежных, месили дубинками, ногами, хватали за волосы и, за них же держась, волокли в бронированные грузовики.

Очевидно, что жестокость во время разгонов была показушной. Общественности подали четкий сигнал: будешь выражать протест против власти (не важно каким образом) - тебя ждет насилие. Те, кому удалось сбежать от милиции в этот раз, вряд ли пойдут «молчать» через неделю.

Сделать этот вывод просто: хапун, пусть и менее жестокий, был и 22 июня. И вот результат: в этот раз желающих «молчать» было не в пример меньше. Даже традиционно оптимистично настроенные оппозиционные политики разуверились в потенциале подобных флешмобов. Экс-кандидат в президенты Григорий Костусев заявил, что не верит в силу такого рода акций. Хотя на стихийный митинг 29 июня все же пришел.

В общем, революции в Белоруссии не будет. Те, кто говорит, что верит в обратное, либо искренне не понимают мощи силового блока в стране, либо намеренно дезинформируют.

Это одна из причин, по которым часть активной молодежи всерьез задумывается об эммиграции в максимально сжатые сроки. Вторая причина: скоро это может стать невозможным. Лукашенко уже обещал в случае экономической катастрофы «закрыть границы». А в том, что население уже никогда не увидит валюту в обменниках в достаточном количестве, уже, похоже, никто не сомневается.

Белоруссия в ближайшее время может лишиться ключевых чиновников, которые, по крайней мере, могли дать совет Лукашенко, как адекватно реагировать на вызовы. 29 июня, министр экономики Николай Снопков сделал сенсационные по комичности заявления. «Я на данный момент должен извиниться, что не застрелился», - так охарактеризовал чиновник ситуацию в стране. На вопрос журналиста, «чувствует ли министр экономики моральную ответственность за то, что в последнее время происходит на потребительском рынке», он пояснил: «Только давайте не забывать, как распределяются регулятивные функции в экономической сфере в нашей стране».

В Белоруссии все громче говорят о том, что в правительстве недовольны ограничением свободы его действий, хотя последствия кризиса Лукашенко в свойственной ему манере спихивает на народ и подчиненных.

Главная угроза для Белоруссии сегодня - риск оказаться в полной изоляции. Надеяться на понимание России не приходится. Поставки электроэнергии, которые компания "Интер РАО" должна была возобновить с 00.00 мск четверга, не начаты, хотя Белоруссия утверждает, что очередной транш в счет погашения долга отправила. 600 миллионов рублей, отправленных из Минска, оказалось недостаточно. Оба «союзника» уже обменялись довольно мерзкими сюжетами на ТВ. БТ с упоением рассказывало об имперских амбициях «большого брата», а НТВ изобличало «белорусское экономическое чудо». Всем очевидно, что конфликт этот не столько экономический, как неустанно твердят в Кремле и в «Единой России», сколько политический - Россия пытается заставить соседа начать распродажу госсобственности.

Наверное, сегодня простым белорусам действительно было бы лучше, если бы Лукашенко стал посговорчивее. Но было бы им лучше от этого завтра?

С Западом отношения тоже ухудшаются. Недавно Белоруссия опубликовала компромат на посла Венгрии Ференца Контру: дипломата учили в беспорядочных половых связях. Чуть раньше белорусские пиарщики атаковали советника венгерского МИДа Золтана Бача. Местное ТВ с упоением показывает ролики, в которых венгры занимаются сексом сразу с несколькими женщинами, да еще обещают жениться, но почему-то этого не делают. Евросоюз уже выступил с официальной нотой протеста: мол, Минску нужно прекратить запугивание и преследование сотрудников дипмиссий.

К тактике компромата Белоруссия переходит уже не в первый раз. И случается это аккурат тогда, когда ЕС особенно рьяно требует освобождения политзаключенных. В 2004 году Батька публично распорядился: «Своему обществу мы в ближайшее время должны показать, чем они (иностранные дипломаты - прим.ред.) занимаются здесь, как они из наших девчат пытаются сделать проституток, что они здесь творят, как они кормят наших граждан наркотиками, как они тут голубизну распространяют. И начните с Германии, самой умной и лучшей».

СМИ Белоруссии показали сюжет о гомосексуализме и наркомании первого секретаря посольства Германии в РБ Штефана Гройса. Атташе американского посольства изобличили в совращении малолетних.

Контра стал первым дипломатом, который не стал терпеть обвинения. «Скажите, пожалуйста, кто в Беларуси имеет возможность в течение нескольких месяцев следить за дипломатом, снимать его передвижение днем и ночью скрытой камерой — на улице, в ресторане и в частной квартире?! Кто в Беларуси имеет возможность прослушивать мобильные телефоны дипломатов?! Кто имеет средства людских ресурсов на то, чтобы поехать за дипломатом за границу и снимать в аэропорту скрытой камерой?! Кому всё это выгодно?!», - возмущался дипломат в разговоре с журналистами.

В общем, с Западом диалога в ближайшее время точно не получится.

Зато у Лукашенко получается, во всяком случае пока, находить общий язык с визитерами из КНР. А значит, есть все основания полагать, что белорусское общество в ближайшее время будет полностью изолировано от соседей, для него введут строжайшую трудовую дисциплину и ужесточат контроль за трудовыми мигрантами.

Получится как раз такой Минск, каким хотел его видеть Лукашенко: чистым, немноголюдным, свободным от праздношатающихся горожан. Публично несогласных объявят диссидентами и распихают по тюрьмам. Интернет вполне себе может превратиться в интранет, где будут только угодные власти сайты. Остаток независимых газет будет расформирован. Это - то будущее, которого, кажется, Белоруссии не избежать. Если, конечно, ей не удастся продать «Беларуськалий» или получить очередной кредит. В вероятность этого верится с трудом.

Максим Швейц