Posted 15 июля 2011,, 14:26

Published 15 июля 2011,, 14:26

Modified 1 апреля, 06:34

Updated 1 апреля, 06:34

Хакеров можно бомбить

15 июля 2011, 14:26
В США обнародована стратегия Минобороны по действиям в киберпространстве. Теперь Америка может ответить на кибератаку «в соответствии с законами войны», всеми доступными средствами, включая реальный военный удар.

Теперь Америка может ответить на кибератаку «в соответствии с законами войны», всеми доступными средствами, включая реальный военный удар.

«В XXI веке биты и байты могут представлять такую же угрозу, как пули и бомбы. Нажатие на клавишу компьютера в одной стране может привести к серьезным последствиям на другой стороне планеты через мгновение ока», - заявил первый заместитель главы Пентагона Уильям Линн. Выступая в четверг в вашингтонском Университете национальной обороны, он обнародовал «Стратегию министерства обороны по действиям в киберпространстве». В соответствии с документом, США будут официально рассматривать киберпространство как поле оперативной деятельности - такое же, как суша, море, воздушное пространство и космос.

Официально стратегия базируется на пяти принципах. В соответствии с первым, киберпространство признается самостоятельной областью, от которой исходит угроза. Второй подразумевает использование тактики «активной защиты». В третьем говорится о координации действий Пентагона и министерства внутренней безопасности в отношении критически важных и инфраструктурных сетей. И, наконец, четвертый и пятый - реверанс в сторону коллективной защиты от киберугрозы «вместе с союзниками и международными партнерами», а также подавления преимущества кибертеррористов, совершающих атаки через Интернет.

Фактически это означает, что американские военные не только получают право защищать свои компьютерные сети, обучать и оснащать собственные подразделения для осуществления кибермиссий, но и могут ответить на кибератаку реальным военным ударом. По словам того же Линна, США «оставляют за собой право, в соответствии с законами войны, ответить на серьезные кибератаки пропорциональным и справедливым образом в то время и в том месте, которые мы выберем». Линн также заверил, что Пентагон стремится избежать милитаризации киберпространства, и стратегия безопасности компьютерных сетей будет «обеспечиваться как организацией эффективной защиты, так и угрозой ответных действий». И, с учетом того, что США готовы отвечать на хакерскую атаку едва ли не бомбовым ударом, в это легко можно поверить – для ведения реальных военных действий милитаризация виртуального пространства не нужна.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный Журнал» Александр Гольц, комментируя слова американского стратега, «такая расплывчатая формулировка позволяет очень широко рассматривать «пропорциональность» ответа на возможную киберугрозу». «Не исключены и непосредственные военные действия», - считает российский эксперт.

Действительно, американцы серьезнее, чем кто-либо относятся к проблеме потенциальной компьютерной угрозы. К слову, в прошлом году на перспективное планирование оборонных научно-исследовательских работ в бюджете США было выделено $500 тысяч. Для одной из самых компьютеризированных стран мира последствия виртуального нападения на хранилище токсичных веществ или ядерных боеприпасов могут оказаться серьезнее, чем взрывы, устраиваемые террористами-смертниками.

И прецеденты уже были. Уильям Линн сообщил, что в марте этого года на серверы Пентагона было совершено, пожалуй, самое крупное в истории Америки хакерское нападение, в результате которого похищено 24 тысячи файлов, содержащих секретную информацию. Высокопоставленный военный чиновник признал, что атаку организовали власти иностранного государства. Правда, какого именно, он не уточнил, но зато признал, что в настоящее время киберугроза становится главной проблемой для США. Американцы опасаются хакерских атак, организованных террористическими группами и странами-изгоями, поскольку государства, власти которых трезво оценивают военную мощь Америки, не рискнут идти на открытый конфликт.

«Масштабный хакерский удар, подобный нападению на сервера Пентагона, вряд ли возможен силами хакера-одиночки, или даже группой компьютерных взломщиков. На сегодняшний день это требует привлечения крупных государственных ресурсов», - считает военный эксперт Александр Гольц. Напомним, ранее Пентагон нередко обвинял в нападениях на свои компьютерные сети хакеров из России и Китая. Вместе с тем, полагает Гольц, «вряд ли Соединенные Штаты объявят о вооруженном вторжении, если установят, что кибератака ведется из какой-то страны», а вот послать группу специального назначения для уничтожения какого-либо объекта или лица, причастного к кибератакам – вполне возможно. «Как мы видели в случае с бен Ладеном, американцы ведут себя совершенно определенным образом с теми, кого считают своими противниками», - отметил Гольц.

«Вместе с тем, - отметил эксперт, - речь не идет о том, что американцы произвольно назначат кого-то врагом и отправят свои подразделения, чтобы наказать зло. Такие действия предполагают определенные юридические процедуры, на них испрашивают разрешение Конгресса. Было бы ошибкой предполагать, что, принимая такие документы, Соединенные Штаты открывают «зеленую улицу» для военного вмешательства по одному только подозрению».

Между тем, Пентагон сам не отказывается от ведения войн в виртуальном пространстве. Начиная с 2003 года, с момента войны в Ираке, отдельные элементы компьютерных войн уже хорошо просматривались. Например, СМИ неоднократно писали о возможной причастности то ли США, то ли Израиля к созданию компьютерного вируса, поразившего компьютерные системы иранских ядерных объектов. Да и эксперты отмечают, что в американских директивных документах открыто говорится о ведении «компьютерных войн». Так что очевидно, что во всех будущих конфликтах компьютерная составляющая будет только возрастать. На смену звездным войнам приходят войны виртуальные. Однако если в компьютерной игре можно нажать кнопку Reset, то в реальности после нанесения врагу «невосполнимого ущерба» перезагрузка невозможна.

Дмитрий Пановкин