Posted 25 июля 2011,, 14:20

Published 25 июля 2011,, 14:20

Modified 1 апреля, 06:21

Updated 1 апреля, 06:21

Стабилизаторы, понимаешь

25 июля 2011, 14:20
Несколько примеров, как чиновники ЕС и депутаты Европарламента под видом миротворчества разжигают внутренние конфликты в Казахстане и стравливают между собой Таджикистан, Узбекистан и Киргизию.

Несколько примеров, как чиновники ЕС и депутаты Европарламента под видом миротворчества разжигают внутренние конфликты в Казахстане и стравливают между собой Таджикистан, Узбекистан и Киргизию.

Еще в июне 2007 года Европейским Советом была принята «Стратегия ЕС и Центральной Азии за новое партнерство». Общая цель Стратегии, декларируемая в документе, состоит в достижении стабильности, безопасности и процветания в Центральной Азии, с помощью равноправного диалога, прозрачности и ориентирования на результаты, принимая во внимание общие региональные аспекты, а также конкретные контексты и потребности каждой страны.

И только спустя четыре года у европарламентариев, видимо, дошли, наконец, руки до претворения этой стратегии в жизнь. Как они это делают?

Обратимся к фактам.

В конце июля в Казахстан с официальным рабочим визитом прибыла делегация левых депутатов Европарламента во главе с депутатом от Ирландской социалистической партии Полом Мерфи. В составе делегации были также представитель ЕП в СНГ Роберт Джонс и политический советник Таня Нимеер.

В течение четырех дней депутаты знакомились с ситуацией на западе страны, встречались с бастующими шахтерами в Шахтинске, выступали перед протестующими нефтяниками на площади Жанаозена, побывали на митингах в Мангистауской области. Глава постоянной делегации ЕП по Казахстану Паоло Бартолоцци заявил КазТАГу, что поездка Пола Мерфи является частной, поскольку не обсуждалась на заседаниях фракции объединенных левых северных и левых зеленых. Тем не менее, Мерфи перед отъездом из Казахстана дал пресс конференцию, где как депутат ЕП заявил, что «требования бастующих нефтяников в Мангистауской области являются совершенно справедливыми».

В каждом из их выступлений в прессе и на митингах, звучал один и тот же мотив: богатства Казахстана стали принадлежать кучке олигархов и должны быть перераспределены. К этому требованию присоединится любой честный человек, и можно вполне понять певца Стинга, отменившего из-за забастовок свой концерт в Астане. Вопросы вызывает лишь избирательность внимания европардаментариев к подобным конфликтам, ежедневно бушующим во всем нашем несправедливом мире. Почему-то у европейских левых не вызывает подобной реакции дикое расслоение на Украине и в нищей Молдавии, или в Азербайджане, где международные нефтяные компании платят местным гражданам за аналогичную работу втрое меньше чем экспатам. Протесты по аналогичным поводам в Закавказье почему-то не получили на Западе такой, выражаясь старомодным театральным языком, "прессы".

При этом в Казахстане, как правило, экономические требования бастующих представители ЕС помогали переводилить в политическую плоскость. «Местные власти не готовы защищать интересы рабочих, они действуют только в интересах работодателей», - опять же справедливо говорит Мерфи. Подразумевая, видимо, что власти требуется срочно сменить. Каким способом – неважно.

Напомним, одним из главных требований бастующих стало требование двукратного увеличения зарплаты. До начала выступлений средняя зарплата части из них составляла, по их словам, $1000. Это в два-три раза (в зависимости от региона) выше средней.

Политический советник Европарламента Таня Нимеер пошла в своих заявлениях еще дальше: «Идет борьба против несправедливости и вашей жестокой системы власти. Европейский Союз все больше интересует стратегическое положение Казахстана в Центральной Азии и его сырьевые ресурсы. Мы видим, что в силу этого наши лидеры не обращают внимания на внутренние процессы в вашей стране. Но мы будем и дальше говорить об этом лицемерии».

На прошлой неделе стало известно об участии в массовых выступлениях нефтяников на западе Казахстана людей, имеющих непосредственное отношение к ваххабитской общине. Еженедельник Лада.kz сообщал, что среди бастующих появились бородачи в укороченных штанах. Напомним, это происходит на западе Казахстана, где в начале июля шли кровопролитные бои между спецназом и ваххабитами из нефтеносного Темирского района. Едва ли об этом не было известно депутатам европейского парламента, произносившим пламенные речи перед распаренной степным солнцем публикой.

Безусловно, такая деятельность сильно способствует сохранению стабильности и процветанию Среднеазиатского макрорегиона. Вопрос только в том, что европарламентарии считают стабильностью. Возьмем, к примеру, Таджикистан, который уже несколько лет ведет дипломатические войны с Узбекистаном за возможность надстроить плотину Рогунской ГЭС. В Ташкенте, где опасаются засухи и угрозы потопа, категорически против.

В мае нынешнего года в Душанбе появляется депутат Европейского парламента - Струан Стивенсон. Он развивает невероятную активность – встречается с активистами и руководством Таджикистана, посещает строительную площадку Рогунской плотины, где работы из-за отсутствия финансирования ведутся ни шатко - ни валко. Везде, где только можно, Стивенсон заявляет о необходимости завершения строительства: «Мне непонятна позиция Узбекистана. Перед тем, как написать отчет о Рогуне я изучил проблемы всех пяти стран региона, и пришел к выводу, что Рогунское водохранилище нужно всем для улучшения состояния орошения земель». На протяжении минувших трех месяцев Стивенсон навещал Таджикистан трижды, и каждый раз подчеркивал неуместность и несостоятельность узбекских требований о замораживании стройки. Во время последнего своего визита – в начале июля – отвечая на вопрос журналиста, не видит ли Стивенсон в действиях Узбекистана руку Москвы, считающей, что 70% работ, завершенных на объекте в советские годы, дает ей право претендовать на Рогун, Стивенсон ответил: «Я не приемлю такой подход России, и Россия не имеет право требовать компенсацию за проделанные ею в советское время работы. Если это так, то Россия должна компенсировать Казахстану 40-летние испытания на ядерном полигоне, причинившие вред народу Казахстана. Я напишу об этом в своих следующих отчетах». Таджикская официальная и патриотическая пресса тут же запестрела статьями в том духе, что «парламент Европы оказывает огромную поддержку Таджикистану, а узбеки действуют недемократично».

Казалось бы, что тут такого – в Европарламенте радеют о нуждах нищей и разворованной не без помощи международных финансовых институтов страны. Но не все так просто. Одновременно с майским визитом Стивенсона в Душанбе, в Ташкент прилетает представительная делегация от Европарламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией. И Элизабет Йегле, депутат ЕП и член делегации, заявляет, говоря о строительстве Рогунской ГЭС, оказывает поддержку узбекской позиции: «Такого рода проекты не должны наносить ущерб интересам и потребностям соседних стран». Ей вторит депутат Иоахим Циллер: «Использование водных ресурсов - это всегда вопрос солидарности. При строительстве ГЭС на трансграничных реках в Средней Азии, при наблюдаемом в последние годы маловодье, безусловно, необходимо учитывать такие факторы как экологическая и сейсмическая безопасность проектов. По моему мнению, для получения электроэнергии целесообразна эксплуатация малых ГЭС. Так как ущерб от больших проектов может оказаться необратимым для всех стран региона». То есть, незачем таджикам Рогун – у них мелких речек много, пусть там и строят малые ГЭС.

Вы все еще думаете, что это случайность, какафония частных мнений и дипломатические реверенасы пред Каримовым? Тогда вот завершающий аккорд в этой симфонии двойных стандартов - заявление руководителя делегации Вернера Лангена на завершающей визит пресс конференции: «Евросоюз всесторонне поддерживает позицию Узбекистана по рациональному и справедливому водопользованию в регионе».

Реакция узбекской прессы, разумеется, была такая же, как перед этим у таджикской: «Нас поддерживает Евросоюз!». По словам местных дипломатов и экспертов, зерна компромисса, к которому стали едва заметно склоняться Ташкент и Душанбе за долгие годы споров, тут же утонули в восторгах максималистов по обе стороны границы. Той самой, которую Узбекистан в последнее время стал вообще наглухо закрывать под предлогом беспорядков в соседней стране.

Далее – Киргизия. Стабильность тут достигла таких высот, что в прошлом году в кровавых побоищах межнационального конфликта между киргизами и узбеками на юге, в Оше, было убито, по разным данным, от 400 до 1800 человек. Напомним, после ошской резни по приглашению временного президента Киргизии Розы Отунбаевой тут появляется комиссия Киммо Кильюнена, бывшего вице-председателя ОБСЕ и представителя Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Комиссия работала целых 6 месяцев и опубликовала отчет, который иначе как подстрекательским назвать нельзя. Причем с точки зрения как узбеков, так и киргизов. «Наш доклад не приведет к росту напряженности в обществе, а наоборот, будет способствовать установлению прочного мира», - заявил сам Кильюнен. Наверное, это просто совпадение, но сразу после публикации в Киргизии начались митинги и новая волна национализма. Напряжение в обществе было столь велико, что парламент был вынужден объявить Кильюнена персоной нон грата. Как было заявлено правительством Киргизии: «Отчет не способствует миру, стабильности, примирению».

«Стабильность по-европейски» очень похожа на попытки стравить народы и страны, во взаимоотношениях которых и без того немало исторических проблем. В конце концов, на Западе не скрывают, что Средняя Азия интересна, прежде всего, своими ресурсами и стратегическими точками, откуда можно контролировать Россию и Китай. И хрупкий статус-кво в отношениях между южными осколками СССР этому только мешает – ведь у скандалящих легче шарить по карманам.

Михаил Александров