Posted 9 августа 2011,, 13:30

Published 9 августа 2011,, 13:30

Modified 1 апреля, 06:01

Updated 1 апреля, 06:01

Надежды на заговор

9 августа 2011, 13:30
Глава оппозиционного Переходного национального совета Ливии Мустафа Абдель Джалиль отправил в отставку правительство. Такое решение было принято в ответ на кризис, который возник в рядах ливийской оппозиции после убийства командующего войсками повстанцев генерала Абделя Фаттаха Юниса.

Глава оппозиционного Переходного национального совета Ливии (ПНС) Мустафа Абдель Джалиль отправил в отставку правительство. Премьер-министру Махмуду Джебрилу поручено провести обновление возглавляемого им кабинета министров, «целый ряд деятелей которого вряд ли войдут в его новый состав». Такое решение было принято в ответ на кризис, который возник в рядах ливийской оппозиции после убийства командующего войсками повстанцев генерала Абделя Фаттаха Юниса.

Напомним, генерал Абдель Фаттах Юнис занимал пост министра внутренних дел в правительстве Муаммара Каддафи и более сорока лет был одним из его ближайших соратников. Вскоре после начала выступлений против режима Каддафи этот военачальник перешел на сторону повстанцев. Однако ходили упорные слухи, что генерал продолжает поддерживать контакты с властями в Триполи и ведет «двойную игру».

Убийство генерала произошло в традициях детективного жанра. В июне неожиданно Юнис был отозван с фронта в Бенгази на совещание. Однако туда он так и не попал. Тела Юниса и двух его помощников с огнестрельными ранениями были найдены на окраине города. Один из министров ПНС Али Тархуни заявлял, что генерал Абдель Фатах Юнис был убит посланными за ним повстанцами, которые должны были доставить его в Бенгази для допроса. Командир группы повстанцев, которому было поручено найти Юниса, был арестован и признался в совершенном преступлении, но его подчиненные, якобы совершившие это убийство, до сих пор остаются на свободе.

Очевидно, что устранение столь значительной фигуры привело к разногласиям в рядах ливийской оппозиции, выявило неспособность ее лидеров не только договариваться друг с другом, но и достичь консенсуса в вопросе о политическом будущем страны. Естественно, что Переходный совет отверг свою причастность к гибели главнокомандующего. Однако все последние события вокруг Бенгази наводят на мысль о том, что ливийская революция начинает «пожирать своих детей».

Примечательно, что западные государства, еще некоторое время назад так рьяно приветствовавшие «демократизацию» Ливии, теперь сомневаются в способности повстанцев свергнуть Муаммара Каддафи. Теперь надежды возлагаются на некий «внутренний переворот», который могут осуществить сотрудники силовых структур Джамахирии. Об этом сообщила во вторник британская газета «Таймс», в распоряжение которой попал 70-страничный документ – «секретный» план действий, составленный представителями ПНС и британскими экспертами.

«Несмотря на публичную риторику, руководители повстанцев считают маловероятным успешное наступление на Триполи, точно так же как и возможность смерти Каддафи в результате бомбардировок НАТО, - пишет «Таймс». - Они полагают более вероятным, что Каддафи будет свергнут в результате народного восстания или переворота». Согласно утверждениям ливийских оппозиционеров, которые приводит газета, те ведут переговоры с представителями силовых структур Каддафи, призывая их перейти на сторону повстанцев. Оппозиция исходит из убеждения, что население Триполи не поддерживает нынешнее руководство и что до сих пор не восстало исключительно «из-за страха перед репрессиями». Возможность сохранения Каддафи у власти ливийские оппозиционеры и их западные советники в своем плане рассматривать не захотели.

«К сожалению, надеяться на урегулирование ситуации в Ливии уже не приходится, - отмечал ранее глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. - Она слишком далеко зашла, и те люди, которые сейчас участвуют в сопротивлении, не готовы сдаваться и складывать оружие. Для многих из них это будет означать возникновение смертельных рисков». Что же касается противоречий в среде повстанцев, то, как отметил депутат, «они должны были рано или поздно обостриться», поскольку мятежники ставят перед собой целью только свержение действующего режима, в то время как «созидательной программы» у них нет.

Очевидно, что урегулировать ситуацию в Ливии можно только путем достижения масштабных политических договоренностей, построенных на компромиссах. Компромиссы эти должны предусматривать, в том числе, гарантии безопасности для представителей как Триполи, так и Бенгази. В противном случае расчет на вмешательство в ситуацию каких-то еще «внутренних сил» только усугубит имеющийся кризис. И кто знает, не расколется ли вместо этого ныне единый Переходный национальный совет Ливии на несколько враждующих между собой группировок, что окончательно похоронит надежды на мирное урегулирование.

Дмитрий Пановкин