Posted 24 августа 2011,, 12:21

Published 24 августа 2011,, 12:21

Modified 1 февраля, 08:49

Updated 1 февраля, 08:49

Националист – должно звучать гордо

24 августа 2011, 12:21
Правительство РФ намерено вторгнуться в область языкознания и законодательно заставить чиновников вместо привычного слова «межнациональный» употреблять «межэтнический». Таким образом, российские власти, судя по всему, намерены поставить знак равенства между понятиями нация и национальность.

Правительство России намерено вторгнуться в область языкознания и законодательно заставить чиновников вместо привычного слова «межнациональный» употреблять «межэтнический». Таким образом, российские власти, судя по всему, намерены поставить знак равенства между понятиями нация и национальность. Возможно, даже реабилитировать понятие «национализм». Но главная цель, разумеется, снизить напряженность в обществе, чего такими методами будет добиться ой как непросто.

Накануне премьер Владимир Путин дал интервью чеченским СМИ в связи с шестидесятилетием со дня рождения Ахмата Кадырова. Премьер, что неудивительно, высказался и по одной из самых болезненных сегодня тем – северокавказской. Путина попросили прокомментировать высказывания о необходимости «отрезать Кавказ» от России. И глава правительства, прибегнув к уже не раз им использованному выражению, отрезал: «Тем, кто так говорит, самим нужно кое-что отрезать, потому что они не понимают, что они говорят». После чего премьер пояснил, что как только какая-то страна начинает отторгать от себя проблемные территории, этот момент становится для нее «началом конца».

При этом Путин пояснил, что некоторые республики Северного Кавказа не смогут существовать как самостоятельные государства, они «фактически сразу духовно и экономически будут оккупированы какими-то силами из дальнего или ближнего зарубежья». И тогда эти новообразования будут использовать «как инструмент для того, чтобы дальше раскачивать ту же самую Россию». «И какая ситуация будет в самой России в этой связи? Ничего хорошего - только беда и трагедия», - заверил премьер.

За последнее время, пожалуй, это самое подробное описание позиции российской центральной власти по кавказской проблеме. Ведь глава правительства сказал практически открытым текстом, что Кавказ нужен России не потому, что он сам по себе ценен. Главная проблема в том, что северокавказские республики создадут для страны гораздо больше сложностей, став формально независимыми, чем если они останутся в составе РФ.

Значит, отделять их нельзя ни в коем случае. А раз так – надо решать, что с ними делать и как лечить «кавказофобию», которая в обществе сегодня, к сожалению, достаточно сильна. И решение этой проблемы, как его видят современные власти, судя по всему, уже начинает воплощаться в жизнь. В первую очередь, речь пока идет о смене терминов.

Как стало известно также на этой неделе, в правительстве по поручениям сразу и президента Дмитрия Медведева, и премьера Владимира Путина готовится законопроект о терминологической реформе в сфере межнациональных отношений. Сама эта сфера должна получить новое название – межэтническая. А слово «национальный» будет использоваться только в масштабах всего государства, фактически превратившись в синоним слова «российский».

Как утверждают некоторые СМИ, министерством регионального развития уже даже разработан первоначальный вариант законопроекта. Переписать предстоит как минимум 15 действующих законодательных актов. Как утверждается в пояснительной записке к законопроекту, эти поправки якобы нужны для устранения существующей путаницы, не более того. Ведь сейчас термин «национальный» часто используется в отношении российского государства в целом. Например, когда речь идет о «национальном лидере», под которым в официальном дискурсе сейчас подразумевают вполне конкретного человека – Владимира Путина.

Чтобы избежать этой двоякой трактовки, теперь решено называть национальные группы, проживающие на территории страны, «народами и иными этническими общностями». Кроме того, слова «национальный» и «межнациональный» будут заменены на термины «этнический» и «межэтнический». То есть, например, конфликты станут межэтническими, а преступников будут наказывать за оскорбление этнических чувств граждан. Как следствие, правке точно подвергнутся законы об общественных объединениях, о некоммерческих организациях и о политических партиях.

В том, какие последствия это решение будет иметь, эксперты расходятся. Большинство из них соглашаются с тем, что сама по себе идея здравая – ее необходимо было реализовать давным-давно. Ведь эксперты традиционно пользуются схожей терминологией, хотя и различают понятия нация и национальность, а не только национальность и этнос. В связи с чем возникает первая сложность – объяснить нововведение гражданам. Большинство из них еще с советской поры так привыкли к «межнациональным конфликтам», что избавиться от этого понятия населению в повседневной жизни, а главное – политикам и журналистам – в работе, будет проблематично.

Вторая проблема, как станут трактовать нововведение. Очевидно, что националисты (в старом значении этого слова), как представители так называемых «национальных» республик, так и их русские «коллеги», могут посчитать поправки решением в духе западноевропейского мультикультурализма и яростно выступить против них, считая, что их лишают национальности и насильственно записывают всех живущих в России в одну национальность, то есть нацию – русскую. И тут больше всего проблем может возникнуть как раз на том же самом Северном Кавказе, где к власти в последнее десятилетие пришли умеренно, а где-то и не слишком, националистически настроенные элиты. Их вряд ли устроит «понижение в статусе» с нации до «наукообразного» этноса.

С другой стороны, именно так называемые «русские националисты» могут посчитать новый государственный проект попыткой реабилитации самого понятия «русский национализм». «Чиновники должны перейти к правильному пониманию этого термина. Только в этом случае государство сможет стать национальным, то есть начать защищать свои национальные интересы. А пока о национализме будут говорить в негативном ключе, мы никак не сможем консолидировать наше общество и сосредоточиться на своих собственных интересах», - отмечает экс-депутат Госдумы от блока «Родина», председатель незарегистрированной партии «Великая Россия» Андрей Савельев.

Однако даже если власти идут именно в этом направлении, они ведь явно подразумевают под этим «русскую гражданскую нацию», а вовсе не разделение по происхождению на основе, так сказать, «почвы и крови». Это предстоит объяснять и доносить до масс, чтобы новый проект, по аналогии с праздником 4 ноября, не был бы «приватизирован» националистами в старом понимании этого термина и не произошла бы реабилитация не словосочетаний «русская нация» и «русский национализм», а тех понятий, которые в эти слова вкладывают нынешние ультраправые.

Ну и главная проблема – чтобы это решение имело вообще какие-то последствия, кроме как на бумаге и в официальных документах. Как писал Шекспир, «роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». И главная задача, разумеется, не переименование, а на деле формирование русской или российской гражданской нации. Когда она будет, терминологический вопрос утратит свою важность, потому что решение эта самая нация сможет принять сама. И вот усилий как раз в этом направлении, кроме как на бумаге, со стороны российских властей пока, к сожалению, не наблюдается. Как заявил «Независимой газете» директор «Левада-Центра» Лев Гудков, «не через слова это надо делать, а через изменение политики, отношений в обществе и так далее». А поменять закон и ожидать, что межнациональные конфликты станут межэтническими и, стало быть, менее серьезными – это все, по его словам, «очередной бюрократический пузырь», резюмирует эксперт.

Иван Преображенский