Posted 22 сентября 2011,, 16:20

Published 22 сентября 2011,, 16:20

Modified 1 апреля, 05:04

Updated 1 апреля, 05:04

Приднестровью придется подождать

22 сентября 2011, 16:20
Участники консультаций по приднестровскому урегулированию ожидают позитивных итогов от встречи в Москве. Между тем, эксперты не склонны разделять «официальный оптимизм». Они считают, что прорыва не будет, поскольку говорить пока не о чем и не с кем.

Россия ожидает, что встреча в Москве по Приднестровскому урегулированию в формате «5+2» будет результативной, заявил накануне заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин. По его словам, «проведена добротная дипломатическая работа, состоялись двусторонние и многосторонние встречи», и вот теперь настала пора «перезапустить часы, которые были приостановлены».

Напомним, переговорный процесс в формате «5+2» (Молдавия и Приднестровье - стороны урегулирования, Россия, Украина и ОБСЕ - посредники, ЕС и США - наблюдатели) был прерван в феврале 2006 года. Возобновить прямой диалог между Кишиневом и Тирасполем удалось лишь в 2008 году с помощью России. Затем вновь наступила пауза из-за внутриполитической ситуации в Молдавии, где уже второй год не могут избрать главу государства. Сейчас по вопросам приднестровского урегулирования ведутся рабочие консультации. Кстати, предыдущий их раунд состоялся 21 июня текущего года в Москве, но его пришлось приостановить из-за расхождений в позициях Кишинева и Тирасполя.

И вот в очередной раз встал вопрос возобновления официальной работы Постоянного совещания по урегулированию конфликта в формате «5+2», который не работает уже шесть лет. Все участники переговорного процесса настроены весьма оптимистично. Поводом для оптимизма послужила встреча молдавского премьера Влада Филата с приднестровским лидером Игорем Смирновым, состоявшаяся 9 сентября в Германии. На ней стороны подписали документ, координирующий деятельность групп экспертов по укреплению мер доверия. Было решено продолжить работу по полному разблокированию пассажирского и грузового железнодорожного сообщения на приднестровском участке дороги. Обсуждались также возможности ликвидации барьеров и ограничений в экономическом взаимодействии, в том числе стационарной и мобильной телефонной связи, почтовых услуг.

Между тем, шансы на позитивные итоги нынешней встречи невелики, считает координатор проекта «Объединенная евразийская экспертная сеть» (JEEN) Наталья Харитонова. «Прорыва ожидать не стоит, - отметила она в беседе с корреспондентом «Росбалта», - тем более, что работа сейчас идет не над решением приднестровской проблемы, а над тем, чтобы изменить формат переговоров». Такие попытки предпринимаются уже не в первый раз - и пока без особого успеха. Приднестровская сторона требует снятия экономических ограничений, введенных Молдавией и Украиной в марте 2006 года, а молдавская акцентирует внимание на роли России. Позиция же Москвы – двоякая. С одной стороны, она пытается сохранить роль гаранта мира на берегах Днестра, а с другой – озвучивает идею реинтеграции Приднестровья. Понятно, что каждая из сторон трактует это так, как считает нужным: в Тирасполе считают, что Россия поддерживает желание приднестровского народа быть независимым, а Кишиневе - что Москва выступает за реинтеграцию, пусть и с особым статусом Приднестровья.

Одновременно и в Приднестровье, и в России грядут выборы, а в Молдове продолжается электоральный кризис, выхода из которого не видно (если осенью главный претендент на президентский пост Марианн Лупу «не пройдет», придется предпринимать еще одну попытку весной). Таким образом, как считает Наталья Харитонова, «можно смело сказать, что пока все основные участники переговорного процесса не завершит свои избирательные циклы, пока не определится ряд фигур, принимающих решение, конструктивными переговоры быть не могут».

Однако существуют и другие причины для отсутствия реальных результатов. Эксперты считают, что стороны конфликта до сих пор не обрели основы для начала переговорного процесса. Во-первых, отсутствует прямой диалог между приднестровским и молдавским лидерами. Недавняя встреча в Германии между Смирновым и Филатом – не в счет. Понятно, что они не могли не общаться, поскольку встретились в рамках международной конференции о консолидации мер по укреплению доверия в процессе приднестровского урегулирования по инициативе канцлера ФРГ Ангелы Меркель и под эгидой ОБСЕ. Но, по сути, их общение было формальным и закончилось ничем. Хотя, как утверждает политолог Сергей Маркедонов, «уже сам факт персональной встречи высших представителей Молдовы и Приднестровья можно рассматривать как позитивный знак». «Если мы понимаем под мирным процессом дипломатические встречи, переговоры и даже маленькие шаги навстречу друг другу, то, конечно, сентябрьские события можно рассматривать, как тактическое продвижение вперед», - считает эксперт.

Во-вторых, концепция реинтергации Приднестровья не устраивает приднестровского лидера, который в этом году снова идет на выборы под лозунгом о полной независимости республики. К слову, с 1990 года, когда в Приднестровье была провозглашена независимость, выросло уже несколько поколений людей, которые совершенно не думают ни о какой реинтеграци. Хотя, потенциал идеи «осажденной крепости Приднестровья», на которую некогда опирался Смирнов, значительно уменьшился. Ну и, наконец, у наблюдателей и участников формата «5+2» также нет консенсуса. Таким образом, по словам Натальи Харитоновой, «реальную основу для переговоров нужно еще создать, согласовать со всеми сторонами, а только потом выносить на официальное обсуждение в этом формате». «Сейчас говорить пока не о чем. Что же касается позиции Москвы, то российская дипломатия будет продвигать утвержденный Медведевым план реинтеграции Приднестровья», - уверена она.

Действительно, сегодня участники консультаций в Москве договорились «о возобновлении официальной работы в соответствующем формате «5+2». Следующая официальная встреча в этом формате будет посвящена обсуждению принципов и повестки дня официального переговорного процесса.

Таким образом, создается впечатление, что московская встреча - это очередное «прощупывание» партнеров, теперь уже накануне выборов. Всем сторонам нужно понимать, что их ждет в следующем цикле, поскольку все прекрасно понимают, что после декабря ситуация может измениться коренным образом.

Дмитрий Пановкин