Posted 7 октября 2011,, 06:00

Published 7 октября 2011,, 06:00

Modified 1 апреля, 04:48

Updated 1 апреля, 04:48

Народный бунт по-европейски

7 октября 2011, 06:00
Южную Европу накрыла волна протестов: демонстрации и митинги не прекращаются в Греции, Испании, Италии и даже во Франции. Впрочем, собирающиеся на них люди протестуют против совершенно разных вещей.

Кризис евро постепенно переходит в еврокризис – подобную загадочную формулировку можно сегодня встретить на страницах многих европейских газет. Означает она всего лишь известную всем аксиому: экономические неурядицы, как правило, влекут за собой политические. В странах Южной Европы люди выходят на улицы, чтобы выразить протест против слишком уж жестких, по их мнению, антикризисных мер правительств, в то время как в некоторых восточно- и центральноевропейских государствах, наоборот, протестуют против излишне щедрой помощи, оказываемой другим, «утопающим» странам. Особняком, как обычно, стоят греки: они протестуют буквально против всего – собственного правительства, МВФ и стран, выражающих сомнение в эффективности «спасательного кредита», выделенного Греции... Как бы там ни было, но демонстрации, похоже, стали в Европе модой осеннего сезона.

Нет работы – так танцуй!

В Испании на улицы с плакатами выходят в основном молодые люди и старики. Первые недовольны растущей безработицей: среди молодежи ее показатель достиг ужасающих 20%. Вторые, более привычные к трудностям, в основном не жалуются на решение правительства заморозить их пенсии, но всеми силами поддерживают своих внуков. «Мы-то привычные, мы всякого навидались, - заявил журналистам один из пожилых демонстрантов в Мадриде. - Мы и войну пережили, и Франко пересидели. Детишек жалко. Я-то думал, им хоть страдать не придется, а теперь смотрите, что делается – работы нет, заработка нет. Учишься – у тебя стипендию замораживают, закончил ВУЗ – тебя на работу не берут, зачем учился?». Вот и перемешались в митингующих толпах в Испании стар и млад...

Впрочем, в последнее время испанская молодежь нашла более интересный способ выражать протест: вместо митингов и демонстраций она устраивает... танцы. Площадь Республики в Барселоне на днях превратилась в огромный танцпол – группы молодых людей отплясывали прямо на проезжей части. В этом флэш-мобе, по самым скромным подсчетам, приняли участие более десятка тысяч человек. Организаторы акции заявили, что таким образом они решили выразить протест против экономической политики правительства, в результате которой сокращаются рабочие места.

Там же, в Каталонии, в начале этой недели была объявлена забастовка школьных учителей и преподавателей ВУЗов: они заявили, что готовы потерпеть сокращение собственных зарплат, но не желают работать впустую – пусть, мол, у тех, кого они обучают, будет перспектива применить эти знания на рабочем месте.

Отметим, на днях премьер-министр Испании Хосе Луис Сапатеро объявил на днях о роспуске парламента и назначил досрочные выборы, на которых правящей Социалистической партии прочат крупнейшее за всю ее историю поражение. Так что, скорее всего, к власти теперь вернутся испанские консерваторы из Народной партии – но смогут ли они изменить ситуацию, неизвестно.

Протест как образ жизни

Что касается итальянцев, то для них демонстрации и митинги протеста давно уже превратились в национальный спорт. «Итальянский феномен», из-за которого в стране за 66 послевоенных лет сменились 62 правительства, включает в себя понятие «перманентного протеста». Как заявил в свое время известный итальянский комик Бепе Грилло (который пару лет назад собрал более 300 тысяч подписей под краткой петицией «Политики, идите на...!» и подал ее в парламент), «мы, итальянцы, просто ненавидим своих политиков, и выбираем их только затем, чтобы потом мотать им нервы бесконечными протестами».

Впрочем, этой осенью итальянцы проводят гораздо более бурные демонстрации, чем обычно. В них принимают участие сотни тысяч людей, правящая коалиция проигрывает одни муниципальные выборы за другими, так что некоторые партии, собранные премьер-министром Сильвио Берлускони «под крыло», уже сейчас спешат отколоться от правящего лагеря в надежде, что их «не заденет». Социалистическая оппозиция, потирая руки, заранее распределяет министерские посты. Но, опять же, возникает вопрос – а смогут ли социалисты, придя к власти, что-нибудь сделать с нынешним кризисом? Только в минувший вторник рейтинговое агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг Италии сразу на три позиции – такие проблемы демонстрациями не решишь...

Не учите нас жить – лучше помогите материально!

В Греции протесты не прекращаются уже почти год. Забастовки сменяют друг друга: студенты, таксисты, авиадиспетчеры, госслужащие, работники городского транспорта и железнодорожники – есть ощущение, что бастует вся страна. Демонстранты постоянно дерутся с полицией, бьют окна и витрины, поджигают баррикады и автомобили.

Кстати, именно в Греции, наряду с обычными булыжниками и «коктейлями Молотова», в этом году изобрели новое «оружие пролетариата» - баночки с йогуртом. Ими забрасывают полицейских и подвернувшихся под горячую руку политиков. В начале недели, когда в Афины пожаловали представители так называемой «тройки» - МВФ, ЕС и Европейского Центрального банка, чтобы решить вопрос о предоставлении стране очередного транша из 110-миллиардного еврокредита, их совместное заседание с представителями греческого Минфина было «разбомблено» именно такими баночками: осаждавшие здание министерства манифестанты разбили окна, после чего «высокий кабинет» с заседавшими в нем экспертами «тройки» и греческими высокопоставленными чиновниками утонул в йогурте.

При этом в греческих акциях есть одно коренное отличие от испанских и итальянских. Как Испания, так и Италия отказались принимать помощь от Евросоюза. Вводя программы жесточайшей экономии, правительства этих стран заявили, что сами справятся с трудностями – что интересно, в этом намерении их поддерживают и граждане, даже те, кто вышел на демонстрации. Протесты касаются в основном непродуманных и слишком жестких, по мнению демонстрантов, мер экономии, подрывающих основы развития этих государств. А вот греки протестуют против необходимости экономить как таковой. Их требования просты: верните все, как было раньше - пенсионный возраст 60 лет, многочисленные дотации и льготы, «детские деньги», выплачивавшиеся матерям до тех пор, пока их чадам не «стукнет» 35 лет... Руки прочь от государственных предприятий, не сметь их приватизировать! Пусть соседи по еврозоне дают нам деньги – это они навязали нам свой евро!

Самая ненавидимая на сегодняшний день в Греции женщина – это, без сомнения, канцлер Германии Ангела Меркель. Газеты и журналы полны карикатурами, изображающими ее то с гитлеровскими усиками, то в виде пиратского капитана, который на пару с сидящим на плече попугаем-Саркози выбрасывает за борт «европейского корабля» несчастную Грецию, то в образе паучихи, подкрадывающейся к запутавшейся в ее тенетах греческой мухе... За что, спрашивается, такая немилость?

Дело в том, что в Германии все более отчетливо проявляется нежелание давать грекам миллиарды за миллиардами «за здорово живешь». Немецкие налогоплательщики спрашивают: а почему, собственно, мы должны расплачиваться своими кровными денежками за обман, на который пошло прошлое правительство Греции, чтобы «втянуть» свою страну в еврозону?

Накануне Меркель, выступая на совместной пресс-конференции с греческим премьером Гиоргосом Папандреу, в присущей ей «учительской» манере подчеркнула, что «европейская солидарность-де – это дорога с двусторонним движением». «Мы по-прежнему готовы поддерживать наших греческих соседей, попавших в беду, - заявила она, - но хотели бы видеть, что и они прилагают все усилия для выхода из кризиса». После чего и стала «врагом номер один» для греческих манифестантов. Причем в своей непосредственности они даже не скрывают, что считают подобный подход к понятию европейской солидарности в корне неверным. «Ангела Меркель заботится только о Германии, а на Грецию ей наплевать! – заявил один из демонстрантов в интервью немецким журналистам. - Почему мы должны страдать? Немцы вполне могли бы раскошелиться: они умеют работать, зато мы, греки, умеем жить!».

Борис Немировский