Posted 17 октября 2011,, 12:59

Published 17 октября 2011,, 12:59

Modified 1 апреля, 04:36

Updated 1 апреля, 04:36

Евроапокалипсис пока откладывается

17 октября 2011, 12:59
Главный банкир Европы хочет изменить правила игры в ЕС так, чтобы лишить отдельные страны возможности дестабилизировать все объединение. Однако эксперты пока не видят угрозы потрясения коренных основ Евросоюза.

Глава Европейского центрального банка Жан-Клод Трише считает необходимым изменить договор Европейского союза, чтобы «отдельное государство-член лишилось возможности дестабилизировать все объединение». По сути, речь идет о шаге в сторону создания общеевропейского наднационального экономического правительства. Между тем, эксперты пока не видят угрозы потрясения коренных основ ЕС.

Договор Европейского союза следует изменить так, чтобы отдельное государство-член лишилось возможности дестабилизировать все объединение, заявил накануне в одном из интервью глава Европейского центрального банка Жан-Клод Трише. Хотя он и признал, что еврозона не находится под угрозой распада из-за долгового кризиса, а единой валюте ничего не угрожает, Трише отметил, что «все страны ЕС, тем не менее, должны усилить контроль над госрасходами». «Здравый смысл подсказывает, что профилактика лучше лечения», - заявил банкир.

Очевидно, что в преддверии саммита ЕС, который должен состояться 23 октября, и где будет обсуждаться стратегия преодоления долгового кризиса зоны евро, чиновники активно лоббируют идею о необходимости создания единого экономического правительства. Напомним, это предложение еще в августе выдвинули президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель. Тогда же они объявили о координации налоговой политики между двумя странами.

Отметим, что Германия уже достаточно давно предлагает ввести экономические и политические санкции против государств, нарушающих нормы базового документа еврозоны - Пакта стабильности и роста. Этот документ, принятый еще в 1997 году, предусматривает контроль над налоговой и бюджетной политикой стран ЕС, включая применение санкций к странам-нарушителям. Пактом определяется предельный дефицит госбюджета для каждой страны сообщества в 3% от национального ВВП и предел госдолга в 60%.

Примечательно, что практически все страны Евросоюза сегодня превышают обе эти нормы. Например, Греция по бюджетному дефициту превысила их в 5 раз, по госдолгу - в 2,5 раза. Несмотря на то, что инициативы ФРГ пока подвергаются критике со стороны большинства стран еврозоны, Берлин не намерен от них отказываться. Как ранее отмечал в беседе с «Росбалтом» заведующий отделом политических и социально-экономических проблем Института Европы РАН Аркадий Масленников, «идея о создании экономического правительства еврозоны - абсолютно здравая». По мнению эксперта, «совершенно нелепо, при наличии единой валюты и единых валютно-финансовых нормативах, решать финансовые проблемы на национальном, а не наднациональном уровне». Эта нелепость, кстати, и привела к нынешнему кризису.

До настоящего времени зона евро управляется Еврогруппой - советом министров финансов всех стран сообщества. Однако для принятия быстрых и эффективных решений министрам элементарно не хватает полномочий. «Идея, чтобы правительства стран ЕС и, в особенности, еврозоны соблюдали бюджетную дисциплину, абсолютно верна, - продолжает Масленников. - В отсутствии механизма «валютного принуждения» у еврозоны и у стран Евросоюза будущего нет. Такие страны, как Греция, Португалия и некоторые другие, брали без оглядки взаймы, рассчитывая, что их кто-то «вытащит» - то ли МВФ, то ли фонд финансовой стабильности. Но сильным странам уже надоело тащить «слабаков».

Между тем, заместитель директора Института международных исследований Виктор Мизин полагает, что «наиболее сильным игрокам этого региона придется и в будущем идти на большие жертвы и оказывать довольно внушительную экономическую помощь слабым игрокам». Это мнение эксперта подтверждается информацией специалистов Немецкого института экономических исследований (DIW). Согласно их подсчетам, списание Греции большей части ее долгов обойдется Германии дешевле, чем оказание этой стране дальнейшей финансовой поддержки. Так, на поддержку Греции Германия к 2020 году потратит 49 млрд евро. А вот списание 60% долга стоило бы только 45,9 млрд евро.

«Ясно, что ЕС это не идеальная интеграционная организация, развивающаяся по идеальным законам экономики, - отметил в беседе с «Росбалтом» Виктор Мизин. Понятно, что в Евросоюзе, в процессе его развития, возникло сложное законодательство, сложилась весьма громоздкая структура межгосударственных отношений, но интеграционное объединение жизнеспособно». «Эта организация обладает определенным динамизмом и, несмотря на все проблемы еврозоны, евро устоит и сохранится как общая валюта для стран Европы», - уверен специалист.

Кстати, парламент Словакии в четверг в ходе повторного голосования одобрил расширение кредитных полномочий Европейского фонда финансовой стабильности до 440 млрд евро. На этом решении, согласованном лидерами стран еврозоны еще в июле текущего года, строится план выхода из кризиса. До этого момента Словакия оставалась последней из 17 стран еврозоны, не ратифицировавшей соответствующие поправки в национальное законодательство. Сразу же после того, как депутаты словацкого парламента проголосовали за ратификацию этого документа, единая европейская валюта восстановила утраченные позиции на финансовых рынках.

Несмотря на то, что Европа, в целом, по уровню экономического роста, уже пропускают вперед некоторые азиатские страны, а многие эксперты утверждают, что настоящего финансового кризиса Европа еще не видела (он разразится в 2012 году), основная проблема ЕС заключается не в том, что идея еврозоны изначально была нежизнеспособна, а в том, что созданная структура ЕС, с ее различными механизмами национального контроля, сдержек и противовесов, слишком громоздка для Европы и излишне забюрократизирована.

Сейчас европейцы пытаются «на ходу» перестроить свои финансовые механизмы, сделав их проще и компактнее, чтобы все это работало эффективно. В то время как мировая экономика, на современном этапе своего развития, начинает управляться чуть ли не в ручном режиме, в Европе происходит размывание границ с сопутствующим процессом свободного перетекания товаров и капиталов. Поэтому идея и «запуск» нового механизма финансового регулирования – это явление времени, которое требуется просто узаконить. Что же касается некоторых апокалипсических прогнозов относительно общеевропейского экономического коллапса, то в обозримой перспективе они вряд ли оправдаются.

Дмитрий Пановкин