Posted 25 октября 2011,, 12:19

Published 25 октября 2011,, 12:19

Modified 1 апреля, 04:27

Updated 1 апреля, 04:27

Штирлиц и радистка Кэт возвращаются!

25 октября 2011, 12:19
В ФРГ поймали семейную пару, якобы связанную с «агентом ноль-ноль-секс» Анной Чапман. По некоторым данным, супруги более двадцати лет нелегально находились в Германии, работая сначала на КГБ, а потом на Службу внешней разведки.

Журналы Spiegel и Focus ошарашили своих читателей новостью: в ФРГ пойманы русские шпионы. Супружеская пара, по данным СМИ, более двадцати лет нелегально находились в Германии, работая сначала на КГБ, а после распада СССР – на Службу внешней разведки. Теперь немецкие комментаторы гадают, как эта история отразится на отношениях с Россией.

«Русские шпионы – ваши соседи!» - это известие переполошило в минувшие выходные жителей маленького городка Балинген в немецкой федеральной земле Баден-Вюртемберг. Именно здесь, согласно заявлению Федерального управления по защите Конституции ФРГ, была арестована новоявленная «радистка Кэт» - некая Гудрун А., которую обвиняют в «шпионаже в пользу иностранного государства», а именно - России. Как сообщает пресса, Гудрун взяли с поличным в тот момент, когда она принимала шифрованную радиограмму из центра. Одновременно в гессенском Марбурге был арестован ее супруг Андреас.

Не успели немецкие корреспонденты подивиться тому, что предположительно работающая по заданию российской Службы внешней разведки (СВР) женщина корпит над радиопередатчиком в век Интернета и спутниковой телефонии, как сотрудники немецких спецслужб огорошили их новым известием: оказывается, оба предполагаемых шпиона напрямую связаны с «агентом ноль-ноль-секс» - так прозвали на Западе небезызвестную Анну Чапман, экс-шпионку в США, вернувшуюся в Россию и сделавшую там карьеру супермодели.

Попытка обратиться за разъяснениями к местной полиции ничего не дала. Пресс-секретарь полицейского управления Балингена Петер Меллер смог лишь подтвердить, что в ночь со вторника на среду прошлой недели в его городе «действовали чужие силы», но самих полицейских к операции не допустили: как в Баден-Вюртемберге, так и в Гессене задержание было проведено силами антитеррористического спецподразделения GSG9 и пограничников. Кто же такие эти задержанные, и в чем они обвиняются?

Супружеская пара Андреас и Гудрун А., как сообщили представители немецкой Генпрокуратуры, прибыли в ФРГ в 1988 году, в те времена, когда Советский Союз еще находился в состоянии «холодной войны» с Западом. Согласно их паспортам, оба они являются гражданами Австрии, причем Андреас родился в Аргентине, а Гудрун – в Перу. Все эти данные – не более чем «легенда»: запросы немецких властей показали, что у Австрии таких граждан нет, а в Аргентине и Перу нигде не зарегистрированы соответствующие новорожденные. Их настоящие имена и фамилии то ли еще не выяснены, то ли сохраняются в секрете.

Обосновавшись под фальшивыми именами в Германии, супруги спокойно прожили здесь более 20 лет, пережив объединение страны и никак себя не проявляя: предполагается, что долгое время они находились на положении так называемых «консервов» - неактивированных агентов. Как подчеркивают представители Генпрокуратуры ФРГ, завербованы они были еще КГБ, а СВР получила их «по наследству». К слову, возможно, именно их возрастом и «давностью лет» объясняется тот факт, что Гудрун предпочитала пользоваться не современными средствами связи, а старомодным радиопередатчиком.

Тем не менее, лет пять назад «консервы» оказались «вскрытыми»: Андреас А. поступил на работу в головной офис одной из известных компаний, производящих автозапчасти и автомобильные двигатели, и приступил к труду на благо Родины – стал передавать в Москву техническую документацию и ноу-хау своего немецкого работодателя. Все шло тихо-мирно, пока год назад не рухнула в результате предательства высокопоставленного офицера российской разведки американская шпионская сеть СВР. Десять агентов были арестованы, а над их немецкими коллегами нависла угроза раскрытия, так как они поддерживали с Анной Чапман тесный контакт. Сотрудники ФБР поделились с немецкими контрразведчиками добытыми сведениями – и вот результат: «Штирлиц» и «радистка Кэт» оказались за решеткой.

Примечательно, что вопросы о том, почему же их не забрали на Родину, не вывели из-под удара, а заставили до последнего охотиться за коммерческими секретами, задают сегодня не российские, а немецкие журналисты. Российские службы по-прежнему молчат, так что даже неизвестно, признают ли они провалившихся шпионов и постараются ли их вызволить. Как бы там ни было, а немецкие комментаторы, наперебой обсуждающие вопрос, как вся эта история повлияет на отношения между Россией и Германией, приходят к единому выводу: скорее всего, вообще никак.

Не то, чтобы немцам было все равно, кого они выловили. Просто к российским шпионам в ФРГ привыкли. В ежегодном отчете о разведдеятельности иностранных спецслужб, публикуемом Федеральным ведомством по защите Конституции, год за годом можно прочесть одну и ту же фразу: «Главными источниками шпионажа на территории Германии являются спецслужбы Российской Федерации и Китайской Народной Республики». Причем, отмечают контрразведчики, если китайцы еще как-то интересуются военными и государственными секретами, то российские «полковники Исаевы» в последние годы переключились исключительно на коммерческие и технологические тайны: в первую очередь, их интересуют достижения немецкой автомобильной промышленности, информационные и коммуникационные технологии, а также спутниковая и сенсорная техника. Немецкие специалисты полагают даже, что в разрекламированной российской спутниковой системе ГЛОНАСС содержится немалая доля труда «мрачного тевтонского гения».

По данным немецкой контрразведки, СВР содержит на данный момент в Германии несколько сотен агентов (а общее количество ее сотрудников оценивается в 13 тысяч). ФРГ считается наиболее удобной страной в мире для внедрения российских разведчиков, причем как «официальных», пользующихся дипломатическим прикрытием, так и иных – «унаследованных» от КГБ, «подсаженных» в бурные времена Объединения, а также присланных под видом обычных русскоязычных эмигрантов, каковых в стране набралось уже более трех миллионов. Поэтому немцев, по большому счету, подобные шпионские истории особенно не беспокоят. В конце концов, как минимум один шпион КГБ в современной Германии хорошо известен и даже в свое время удостоился чести выступать в Бундестаге.

Немецкие СМИ предполагают, что российские власти могут обменять Анреаса и Гудрун А. на каких-нибудь западных разведчиков, «засветившихся» в России. Пока о таких ничего не слышно, но это вовсе не значит, что их нет, или что их не «найдут» в ближайшие недели. Если же менять «аргентинца» Андреаса и «перуанку» Гудрун окажется не на кого, то им придется сесть в тюрьму, как это и предусмотрено немецким уголовным кодексом...

Вальдемар Краус