Posted 1 декабря 2011,, 14:04

Published 1 декабря 2011,, 14:04

Modified 1 апреля, 03:47

Updated 1 апреля, 03:47

Иранская ловушка для Запада

1 декабря 2011, 14:04
«Ракетная угроза» - удобное прикрытие для строительства глобальной системы ПРО. Попутно у Запада есть желание решить задачи по смене неугодных лидеров. Однако усиление давления на Тегеран может стать палкой о двух концах.

Министры иностранных дел Евросоюза собрались в Брюсселе на заседание Совета ЕС, чтобы одобрить введение дополнительных санкций против Ирана. Новые европейские «меры пресечения» должны затронуть банковский и энергетический сектора иранской экономики, а также отрасль морских перевозок.

Примечательно, что такие страны ЕС как Великобритания, Франция, Германия, готовы рассмотреть также и тему введения эмбарго на иранскую нефть. Однако дальше намерений дело пока не идет. Дело в том, что на долю Европы приходится порядка 18% от суммарного объема иранского экспорта нефти. В связи с этим, в Лондоне, Париже и Берлине, не говоря уже о других европейских столицах, весьма опасаются повышения цен на этот вид энергетического сырья до беспрецедентно высокого уровня, что окажет чувствительное влияние на государственные бюджеты, истощенные экономическим кризисом.

Очевидно, что дополнительным стимулом к рассмотрению вопроса об очередных санкциях против Ирана послужило нападение на британское посольство в Тегеране. Напомним, что накануне иранские студенты ворвались в здание британской дипмиссии, сорвали и сожгли флаг Соединенного Королевства, водрузив на его место знамя Исламской Республики. Одновременно другая толпа протестующих проникла в другое здание, также принадлежащее посольству Великобритании, и захватила секретные документы.

Как отмечают наблюдатели, произошедшее напоминает события тридцатидвухлетней давности, когда толпа молодежи, скандируя «Смерть Америке», ворвалась в американское посольство, где взяла в заложники шестьдесят три американских дипломата. Это привело тогда к полному разрыву дипломатических отношений Ирана и США. Весьма возможно, что нынешний случай преследовал такую же цель.

Однако на этот раз до полного разрыва дело не дошло. Великобритания просто решила сократить отношения до минимума. Скорее всего, Лондон не захотел терять в Тегеране возможность для сбора информации и установления контактов, анализа ситуации, под дипломатическим прикрытием. Понятно, что полный разрыв отношений лишит Британию возможности проведение своей политики в важном для них регионе.

Очевидно, что власти Ирана, которые не смогли или не захотели обеспечить безопасность диппредставительства другой страны, грубо нарушили один из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права - Венскую конвенцию о дипломатических сношениях от 1961 года, в которой, в частности, оговариваются вопросы дипломатического иммунитета. Официальный Тегеран поспешил принести извинения за инцидент, но, тем не менее, глава МИД Великобритании Уильям Хейг прямо заявил, что нападение не могло произойти без санкции иранских властей.

Между тем, некоторые аналитики отмечают, что разгром британского посольства выгоден противникам иранского президента Махмуда Ахмадинеджада, которому эта акция может стоить политической карьеры, поскольку это удобный случай дискредитировать президента как человека, неспособного выстроить нормальных отношений со своими оппонентами ни внутри страны, ни за ее пределами. Кроме того, как полагает директор Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров, целью захвата посольства также может быть стремление показать Иран как страну, где попираются нормы международного права, и подготовить почву для еще более жестких санкций.

Официальный Тегеран выразил сожаление в связи с «неприемлемыми действиями манифестантов». Иранская полиция арестовала двенадцать из приблизительно двухсот участников вторжения на территорию посольства. Правда уже в среду вечером одиннадцать задержанных были освобождены, хотя по иранскому законодательству нанесение ущерба частной собственности грозит виновным до трех лет лишения свободы.

Несмотря на то, что Иран попал в очень сложное положение, введение, к примеру, нефтяного эмбарго будет для него даже менее болезненно, чем для самой Европы.

Как отметил в беседе с «Росбалтом» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин, Иран свободно может переориентировать свои нефтяные поставки на азиатские рынки, в тот же Китай или Южную Корею. А вот у кого и по каким ценам будут покупать энергоносители западные страны – это еще вопрос. Другое дело, что лояльный Западу Иран может послужить в качестве удобного нефтяного коридора в Центральную Азию и основным противовесом Китаю и России.

Таким образом, Иран интересен и нужен Западу не только из соображений «энергетической тактики». Это государство с его ядерной программой интересно как объект для стратегических региональных и глобальных геополитических игр. Ситуация вокруг Ирана напоминает Ирак или Ливию перед вторжением туда американских и натовских сил. Тиражирование сообщений об ужасах правящего режима, наличия оружия массового истребления и, как результат – вторжение, после которого страна надолго погружается в хаос, удобный для разграбления ее природных ресурсов.

Кроме того, «угроза иранских ракет», способных якобы уничтожить Европу, а заодно и американский континент, - удобное прикрытие для реализации не только ЕвроПРО, но и всей глобальной системы противоракетного щита. К тому же, в рамках этих планов, попутно можно решить более мелкие задачи, такие, например, как смена неугодных Западу лидеров в странах, вплотную примыкающих к российским границам.

О том, что это может привести к большой региональной войне, в которую неминуемо окажутся втянутыми не только Иран, Израиль, Сирия, но также США и Европа, западным стратегам пока, видимо, думать не хочется.

Дмитрий Пановкин