Posted 7 января 2012,, 21:00

Published 7 января 2012,, 21:00

Modified 1 апреля, 03:17

Updated 1 апреля, 03:17

Наступает время срывать маски

7 января 2012, 21:00
Провожая год Кролика, который по предсказаниям астрологов заключал в себе дипломатию и гостеприимство, мы хотим заглянуть в будущее. Что же, по мнению экспертов, готовит нам в мировой политике грядущий 2012-й - год Дракона?

Согласно китайской астрологии, Дракон - активный, умный, осторожный и везучий. Это один из самых победоносных, сильных и счастливых знаков восточного гороскопа. Дракон - пламенный, напористый борец и победитель. Но если его разозлить, не поздоровится всем. Так говорят астрологи. Что же касается политики, то это – наука. А следовательно, прогнозировать развитие ситуации в полном объеме сейчас может только очень смелый человек.

Потому, с помощью экспертов, мы попытались только обозначить приоритетные точки на ключевых направлениях российской внешней политики.

Глобальный экономический кризис вызвал лихорадку перемен по всему миру. Однако, вне зависимости от экономической конъюнктуры, эксперты прогнозируют дальнейшую активизацию российской политической деятельности на постсоветском пространстве.

Как полагает политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, степень интеграции на постсоветском пространстве в 2012 году будет увеличиваться. «Интенсивность усилий по строительству Единого экономического пространства, а в перспективе, Евразийского экономического союза будет только возрастать. Упор будет делаться на попытках найти форму взаимоотношений с Украиной, позволяющей рассчитывать на ее интеграцию с Россией, Белоруссией, Казахстаном», - считает политолог. По его словам, «пока с этим все запутано, но очевидно, что идет интенсивный и непубличный процесс поиска комплексного решения».

В отношениях с США, безусловно, ничего позитивного происходить не будет, считает Лукьянов. В связи с грядущими президентскими выборами в двух странах, стороны могут попытаться использовать извечную тему российско-американского «партнерства» во внутриполитической борьбе, причем, в негативном плане. К тому же нерешенная ситуация с ЕвроПРО вызывает массу вопросов и создает конфликтную атмосферу накануне предстоящего в мае в Чикаго саммита НАТО.

По мнению ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Максима Минаева, 2012 год в отношениях РФ-США станет «годом срывания масок». «Политика действующей политической элиты в отношениях с США – это политика с двойным дном: одно - для демонстрации внутри страны, второе - для предметного общения с внешними контрагентами». «Скрыть прикладную составляющую диалога с Вашингтоном Москве уже не удастся», - считает собеседник «Росбалта», который пояснил, что связано это с кризисом общественного доверия на тему «руки США в деле финансирования российской оппозиции». Действительно, если внутри страны говорят о борьбе с НАТО и ПРО, а вовне идет диалог, например, о расширении российского присутствия на западных энергетических рынках, параллельно с поддержкой западных политических инициатив, происходит утрата доверия к решениям Москвы.

Архиважный для России вопрос, развитие которого пока скрыто за занавескою будущего - то, как будут развиваться события в Европейском Союзе. Евросоюз, возможно, вступает в самый решающий свой год. Необходимы не просто косметические реформы, необходимо фундаментально менять модель интеграции. При этом как это делать и что практически возможно сделать – не понятно. Очевидно, что Россия ни в какой форме не сможет повлиять на процесс, но будет за ним внимательно следить, поскольку Европа, даже вступившая в полосу кризиса, остается не только крупнейшим торгово-экономическим партнером, но и традиционным культурно-политическим ориентиром.

Со своей стороны, ЕС будет внимательно наблюдать за Россией. По мнению заведующего отделом стран и регионов Института Европы Владислава Белова, первое полугодие 2012-го станет «продолжением процесса, начатого в декабре». «Евросоюз будет внимательно отслеживать процессы демократизации в России, критиковать существующую власть и всячески поддерживать оппозицию. Кроме того, как только российской Думой будет ратифицировано соглашение по ВТО, начнется процесс активизации подготовки будущего соглашения с Евросоюзом. Таким образом, первые полгода, включая отслеживание реализации рабочего плана по подготовке безвизового режима, определят расклад отношений с ЕС в целом».

Ситуацию в регионе Ближнего востока будут определять события, которые уже принято называть «арабской весной». Очевидно, что они будут продолжаться на протяжении всего 2012 года. Промежуточные вопросы - удержится ли режим в Сирии и отважится ли запад на акцию против Ирана, с его нерешенной ядерной проблемой. Хотя в силу активизации суннитских режимов, для которых Иран является главным врагом, ядерная проблема плотно переплетается с региональной. И здесь уже возникает основной вопрос: придет ли вслед умеренным исламистам некий «бородатый человек с автоматом».

«А он уже пришел», - считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. «На сегодняшний момент исламисты взяли «контрольный пакет» голосов во многих странах. «Практика показала, - продолжил он, - что, с успехом используя европейскую либеральную систему, даже в Европе «человек из Магриба» не проникается либеральным духом, а голосует за ортодоксальные ценности». «Можно сколько угодно говорить о «шариате с человеческим лицом», но верится в это слабо. Если, например, в Египте, ожидали прихода «братьев-мусульман», то уж прихода салафитов ни кто не ожидал, а они на первом туре взяли четверть голосов, а на втором – двадцать девять процентов голосов. Это фантастический результат для ортодоксальной группы, которая еще недавно насчитывала около четверти миллионов сторонников в восьмидесятимиллионной стране», - заключил эксперт.

Расстановка сил в регионе Большого Ближнего востока, где совершенно явно происходят серьезные сдвиги, свидетельствует о том, что в регионе «заваривается серьезная каша» из интересов мировых и региональных держав. И попытка разрешения конфликта силовыми методами сильно скажется на всех происходящих мировых процессах.

И, наконец, в 2012 главным приоритетом для России по-прежнему останется Китай. Активизация этих отношений - вопрос политического выбора. Но, поскольку экономическое положение России в следующем году не будет стабильным и на первой план для РФ выйдут внутриполитические проблемы, внимание власти к региональной политике, за исключением традиционно ключевых направлений - американского и европейского, может быть ослаблено.

Выработка навой модели сосуществования с сильным Китаем, который по многим экономическим параметрам уже давно перегнал Россию, должна осуществляться уже сегодня. Закладывать прочный фундамент отношений с Поднебесной придется не только в 2012 году, но на протяжении десятилетий. Однако, похоже, что четкого понимания того, как это нужно делать, у России пока нет.

Дмитрий Пановкин