Posted 30 января 2012,, 20:06

Published 30 января 2012,, 20:06

Modified 1 апреля, 02:57

Updated 1 апреля, 02:57

Через балаган к дискуссиям

30 января 2012, 20:06
В случае дальнейшего игнорирования своих интересов, оппозиция в Госдуме обещает «Единой России» новые демарши. Своих прав оппоненты «партии власти» готовы добиваться любыми методами, вплоть до блокирования думской трибуны.

На фоне массовых акций протеста «партия власти» все чаще стала говорить о необходимости договариваться с оппозицией. Однако пока это стремление походит лишь на политическую декларацию. Как только в Госдуме начинаются споры по принципиальным вопросам, «демократическая гримаса» на лицах единороссов сменяется привычным «монополистическим оскалом».

Партия «Единая Россия» по итогам выборов в Госдуму лишилась конституционного большинства, но это не мешает ей по-прежнему ощущать себя в роли полновластной «хозяйки» парламента. 238 депутатских мандатов, которыми располагают в Думе единороссы, позволяют им проводить любые решения и законы (кроме поправок в Конституцию) без учета мнения меньшинства. Остальные три фракции - КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР - хоть и сумели расширить свое представительство в парламенте до 212 голосов, с таким раскладом вынуждены мириться.

Тем не менее, на фоне массовых акций протеста против фальсификаций на выборах единороссы все чаще стали изъявлять желание дискутировать и искать в отношениях с оппозицией компромисс. Правда, пока это по большей части походит не более чем на политическую декларацию. Начало этой игре в слова положил новый спикер Госдумы Сергей Нарышкин в тот самый день, когда с высокой трибуны пообещал вернуть парламенту былую роль «места для дискуссий». «Даже сама этимология слова «парламент», которое произошло от французского глагола «parler», то есть «говорить», свидетельствует, что разговор профессиональный абсолютно уместен, а поскольку парламент состоит из четырех партий, то дискуссия просто необходима», - заверил Нарышкин, открывая первое заседание Госдумы шестого созыва.

Вслед за спикером слова «консенсус» и «компромисс» все чаще стали звучать из уст других высокопоставленных единороссов. Например, руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев почти каждое свое выступление с думской трибуны начинает теперь с предложения к оппозиции вступить в «конструктивный диалог».

Впрочем, «демократическая гримаса» на лицах единороссов быстро исчезает, стоит только в Думе разгореться спорам по принципиальным вещам - будь то организация работы палаты или конкретные поправки в законы. И здесь в ход идут старые, проверенные методы, до совершенства отработанные «Единой Россией» за восемь предыдущих лет монополии в парламенте.

Один из самых свежих примеров - отчет в Госдуме о прошедших выборах главы Центризбиркома Владимира Чурова. Его визит на Охотный ряд стал возможным именно благодаря настойчивости думской оппозиции, и единороссы пошли им в этом навстречу. Но выражение недоверия Чурову, с инициативой которого выступили сразу три думских фракции - КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР - не входило в планы большинства. В итоге единороссы признали проект заявления без особых на то оснований «антиконституционным», а тот же Воробьев, который совсем недавно предлагал дружбу оппозиции, теперь уже кричал: «Хватит балаганить!».

И хотя после этого достопамятного заседания многие наблюдатели возвестили о возвращении на Охотный ряд «настоящих дискуссий», сами оппозиционеры не спешат праздновать победу. В беседе с «Росбалтом» многие из них предложили меры, которые действительно позволят, по их мнению, превратить парламент в открытую и профессиональную площадку для принятия законов.

Прежде всего, представители думской оппозиции настаивают на создании специального телеканала, который, как в конце 1980-х - начале 1990-х годов мог бы вести прямые трансляции из зала пленарных заседаний Госдумы. «Было бы правильно выделить отдельный депутатский канал», - говорит депутат от КПРФ Анатолий Локоть. А либерал-демократ Максим Рохмистров убежден, что прямой эфир из Думы автоматически скажется на эффективности работы депутатов: «Это сразу сократит количество рассматриваемых законопроектов, которые сейчас просто идут «конвейером».

Покончить с порочной практикой «затыкания ртов» оппозиции во время обсуждения законопроектов депутаты предлагают также, изъяв из думского регламента нормы, ограничивающие их по количеству задаваемых докладчикам вопросов, а также времени выступления от фракций. «Сейчас это просто диктат, когда при рассмотрении принципиально важных поправок дается минимум времени и по одному выступлению», - возмущается «эсер» Оксана Дмитриева. А Рохмистров добавляет к этому необходимость обсуждения законопроектов при их рассмотрении во втором чтении. «Сейчас на обоснование своей поправки дается минута, а чужие мы не можем обсуждать совсем», - напоминает депутат.

Впрочем, оппозиция в любом случае оказывается в заведомо неравном положении, поскольку вынуждена дискутировать по тем проектам, которые рекомендованы к принятию президиумом фракции «Единая Россия». Именно они выносятся в первоочередном порядке на рассмотрение депутатов. И только затем, если остается время, парламентарии приступают к разбору так называемого законодательного «мусора», то есть проектов, идущих на отклонение. Несложно догадаться, что в «корзину» в основном летят поправки, внесенные в Госдуму депутатами от оппозиционных фракций, а также региональными законодательными собраниями.

Анатолий Локоть предлагает убрать эти «неформальные фильтры», в том числе по очередности внесения поступающих инициатив на рассмотрение профильных думских комитетов. А его коллега по фракции Вадим Соловьев убежден, что законопроекты от оппозиции должны выноситься на «пленарку» в приоритетном порядке. «И наш законопроект «Об оппозиции» такое право закрепляет», - говорит депутат. Рохмистров же и вовсе предлагает наделить оппозицию законодательным правом вето на принимаемые «Единой России» законы. «Если против закона солидарно голосует вся оппозиция, он приниматься не должен», - полагает депутат.

В случае дальнейшего игнорирования интересов думской оппозиции, та обещает устроить «Единой России» новый демарш. «Своих прав как раз надо добиваться, в том числе и такими методами, как блокирование думской трибуны», - заявил в беседе с «Росбалтом» коммунист Соловьев.

Напомним, несколько лет назад сразу все три оппозиционные думские фракции - КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР - покинули зал заседаний палаты в знак протеста против фальсификаций в ходе региональных выборов. Картина зала пленарных заседаний, в котором восседали сплошь одни единороссы, произвела нужное впечатление на Кремль. Оппозиционеров с тех пор стали регулярно звать на встречи с президентом РФ. Изменился и формат работы Госдумы. Например, каждая из четырех фракций получила в начале каждого заседания право на политические выступления, длительностью до 5 минут.

Однако, как оказалось, даже это небольшое время депутаты часто тратят не по делу. В основном они предпочитают зачитывать по бумажке гневные панегирики общего характера в адрес властей или поливают грязью политических конкурентов. Со стороны происходящее очень напоминает пустопорожнюю «говорильню». Так что даже сами парламентарии предпочитают проводить первые 20 минут работы либо разговаривая с соседями по думским креслам, либо читая газеты.

Мария Шувалова