Posted 3 февраля 2012,, 15:07

Published 3 февраля 2012,, 15:07

Modified 1 апреля, 02:53

Updated 1 апреля, 02:53

Эксперт: Груз НАТО в Ульяновске — технический момент

3 февраля 2012, 15:07

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 февраля. Перевалка «афганских» грузов НАТО с воздушного на железнодорожный транспорт в Ульяновске является техническим вопросом, заявил корреспонденту "Росбалта" вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Рубанов.

По его мнению, ничего удивительного в том, что российский аэродром стал в итоге одним из звеньев в логистической цепочке альянса, нет.

Эксперт напомнил, что Россия хоть и не ведет боевых действий в Афганистане, но является участником антитеррористической коалиции. В 2001 году Владимир Путин первым заявил о том, что страна готова оказать поддержку в борьбе с "Аль-Каидой". Когда альянс попросил помощи в транспортировке своих грузов, Россия согласилась пропустить их через свою территорию.

"XXI век на дворе, а тут такое событие - на чужом аэродроме перевалка грузов осуществляется", - иронизирует Рубанов. По его мнению, некоторые просто "на разжигании антинатовских настроений имя делают".

"Слово «Америка» для некоторых - это все равно, что для собаки Павлова выделение слюны при зажигании лампочки», - заявил Рубанов.

Напомним, сегодня ранее сообщалось, что Россия и НАТО завершают переговоры о создании обратного пути для транзита военных грузов альянса из Афганистана. Маршрут будет пролегать через Ульяновск и позволит военному блоку сэкономить время и деньги.

Как пишет "Коммерсант", ожидается, что соответствующее распоряжение в ближайшее время подпишет премьер-министр РФ Владимир Путин. Афганский транзит — одна из немногих тем, сближающих Россию и НАТО на фоне непреодолимых разногласий вокруг евроПРО.

Новый маршрут будет мультимодальным, то есть будет сочетать воздушную и наземную переброску грузов. По новой схеме грузы стран НАТО будут доставляться самолетами, в том числе российскими, из Афганистана в РФ, где будут формироваться железнодорожные составы для отправки в Европу.

Афганистан — один из немногих регионов, где интересы России, США и НАТО совпадают по целому ряду вопросов. Через российскую территорию уже пролегает маршрут, получивший название "Северная распределительная сеть", по которому осуществляется транзит невоенных грузов в Афганистан. По нему поступает свыше 50% всех грузов, необходимых Международным силам содействия безопасности (International Security Assistance Force). Но теперь, когда остро стоит вопрос вывода из Афганистана сил США и НАТО, западные страны задумались о надежном маршруте обратного транзита, который обладал бы хорошей пропускной способностью. Эта тема важна еще и потому, что Узбекистан, чья территория активно используется для поставок грузов в Афганистан, не желает пропускать их в обратном направлении.

Переговоры на эту тему велись полтора года. Возникла она и потому, что Узбекистан, чья территория активно используется для поставок грузов в Афганистан, не пожелал пропускать их обратно, опасаясь завоза на свою территорию наркотиков и оружия. Как пояснил журналистам российский дипломат, "пойдут ведь целые эшелоны с военной техникой, проверить которые не так просто".

Москва, судя по всему, подобными фобиями не страдает. Сразу несколько собеседников в МИДе РФ подтвердили журналистам, что переговоры по новому маршруту подошли к финалу. "В ближайшее время Путин должен утвердить распоряжение правительства на эту тему", — сообщили дипломаты.

Для организации перевалочного пункта рассматривалось несколько вариантов. Остановиться решили на Ульяновске, чей аэропорт подходит для таких целей с точки зрения расположения железнодорожных путей.

Таким образом, по новой схеме грузы стран НАТО будут, минуя Узбекистан, доставляться самолетами, в том числе российскими, из Афганистана в РФ, где будут формироваться железнодорожные составы для отправки в Европу. "Это сильно сэкономит западникам время и финансы. Самолетам придется летать на гораздо меньшие расстояния, а значит, не понадобится дозаправка по дороге",— объясняет заинтересованность натовцев в подобном маршруте сотрудник МИД РФ.

Экономическая выгода есть и для российской стороны, в частности для ОАО РЖД и авиакомпании "Волга-Днепр", обладающей необходимым парком большегрузных самолетов. Обе компании давно заняты в транзите грузов в Афганистан для сил НАТО и готовы продолжать работу в обратном направлении. Цена вопроса в случае с контейнерными перевозками выглядит привлекательно. Стоимость транспортировки одного контейнера составляет $5-6 тыс. Объемы поставок в Афганистан доходят до нескольких тысяч контейнеров в месяц. Когда начнется вывод Международных сил содействия безопасности и американских войск, грузопоток наверняка вырастет. Есть для России и политическая выгода. Москва всегда сможет сказать, что принимала деятельное участие в стабилизации ситуации в Афганистане, обеспечивая партнерам сначала беспрепятственное снабжение их войск всем необходимым, а затем и их комфортный уход.