Posted 8 февраля 2012,, 14:08

Published 8 февраля 2012,, 14:08

Modified 1 апреля, 02:48

Updated 1 апреля, 02:48

Драка двух лысых за расческу?

8 февраля 2012, 14:08
Между Аргентиной и Великобританией вновь разгорается спор из-за Фолклендских островов, за обладание которыми они уже воевали в 1982 году. Контроль над небольшим архипелагом в Южной Атлантике обе страны считают делом принципа.

В канун тридцатилетней годовщины войны за Фолклендские (Макльвинские) острова между Аргентиной и Великобританией с новой силой развернулась полемика по поводу спорных территорий в юго-западной части Атлантического океана.

Напомним, что Фолклендский архипелаг, состоящий из двух крупных и нескольких сотен мелких островов и скал, имеет довольно сложную историю. Аргентинцы считают, что острова, которые они называют Мальвинскими, в 1522 году открыл участник испанской кругосветной экспедиции Магеллана Эстебан Гомес. В Великобритании убеждены, что первым в 1592 году архипелаг открыл английский корсар Джон Дейвис. Несколько веков основными конкурентами за право обладания этими землями были испанцы и англичане. В 1811 году испанцы передали острова освободившейся из-под их господства Аргентине. Однако в 1832 году острова захватила английская эскадра, а в 1892 году Великобритания объявила их своей колонией.

По прошествии веков, в 1982 году, между Аргентиной и Великобританией разгорелась короткая, но кровопролитная война, длившаяся 74 дня. Войска Аргентины захватили Фолкленды, легко сломив сопротивление небольшого британского гарнизона. Расчет делался на то, что англичане откажутся от территорий, находящихся в 12 тысячах километров от Лондона, тогда как до аргентинского берега – всего около 750 километров. В ходе конфликта аргентинская сторона потерпела поражение, потеряв 649 военнослужащих. Потери англичан составили 255 человек. Серьезные потери понесли также военно-морские силы обеих стран (в общей сложности около полутора десятков судов, включая подлодку, крейсер, два фрегата и два эсминца). Каждой из сторон конфликт обошелся в несколько миллиардов долларов.

Однако де-факто спор не закончен. На днях стало известно, что в марте этого года к Фолклендским островам будет направлен британский эсминец Dauntless («Бесстрашный»), который, как сообщила британская телерадиовещательная корпорация Би-би-си, «в одиночку способен вывести из строя ВВС не только Аргентины, но и всей Латинской Америки». Кроме того, старший сын британского наследного принца Чарльза – принц Уильям прибыл на британскую военную базу, расположенную на островах, для прохождения военной службы в качестве пилота спасательного вертолета ВВС Соединенного Королевства. Наконец, по данным, правда, неподтвержденным британским министерством обороны, подлодка класса «Трафальгар», имеющая на вооружении крылатые ракеты Tomahawk и торпеды Spearfish, как ожидается, прибудет к Фолклендским островам к апрелю. Стоит отметить, что усилению английского военного присутствия несколько ранее предшествовало заявление премьер-министра Дэвида Кэмерона о том, что Фолклендские острова могут навсегда остаться под британским контролем.

Британская игра мускулов, естественно, вызвала резко негативную реакцию Аргентины. Президент страны Кристина Фернандес де Киршнер объявила о своем решении направить жалобу в Совет Безопасности ООН и Генеральную Ассамблею ООН, «так как эта милитаризация представляет большую угрозу для международной безопасности». Она также обвинила Великобританию в хищении природных ресурсов - рыбном промысле и разведке месторождений нефти в районе спорных островов.

И для Аргентины, и для Англии, «страдания по Фолклендам» имеют под собой веские основания. Казалось бы, это маленький архипелаг, население которого составляет всего-то около трех тысяч человек, занимающихся разведением овец и рыбной ловлей. При этом расположен он в приантарктической зоне и омывается холодным течением. На первый взгляд - ничего примечательного, а тем более, заслуживающего столь дорогостоящей военной защиты. Однако Фолклендские острова занимают стратегически важное положение. Размещенная там военная база позволяет не только контролировать морские пути, связывающие Атлантический и Тихий океаны, но и значительную часть латиноамериканского региона, а также различные секторы Антарктиды. Кроме того, в спорном районе были обнаружены серьезные месторождения нефти и природного газа.

Таким образом, совершенно очевидно, что стороны готовы удерживать контроль над архипелагом любыми способами, вплоть до вооруженного конфликта. Между тем, директор Института Латинской Америки РАН, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН Владимир Давыдов уверен, что до этого не дойдет и «возобладает трезвый подход».

«Я думаю, что конфликт не реален. Обе стороны будут воздерживаться от крайних действий, от применения силы. Зная позицию аргентинской стороны, я могу утверждать, что она будет проявлять настойчивость, но речь идет о политическом диалоге, о том, чтобы провести такой диалог в рамках ООН», - сказал Владимир Давыдов в беседе с «Росбалтом». «У сторон противоположные позиции, но, в любом случае, они понимают, что худой мир лучше доброй ссоры», - добавил эксперт.

Между тем, существует мнение, что британское руководство не откажется от планов развязать маленькую победоносную войну, чтобы отлечь общественность от существующих проблем внутреннего и внешнего характера. Достаточно сказать, что государственный долг Соединенного Королевства превысил 1 триллион фунтов стерлингов, что составляет 64,2% от ВВП страны. Однако, уверен Владимир Давыдов, «турбулентности в мире хватает и лишний военный конфликт никому не нужен».

«Нынешний расклад благоприятствует ведению политического диалога. Другое дело, что заниматься этим очень не хочется, поскольку аналогичная проблема может возникнуть и с британским Гибралтаром: Испания никогда не оставляла идею вернуть Гибралтар под свою юрисдикцию. Это близкие сюжеты. Отторжение Гибралтара и Фолклендов произошло почти в одно и то же время, в одну историческую эпоху. Но впоследствии Великобритания сумела преодолеть имперские комплексы, и во многих случаях это произошло в ходе политического диалога», - пояснил свою мысль эксперт. К слову, день независимости от британского господства в мире ежегодно отмечают примерно полсотни стран.

«Думаю, что Англия не будут предпринимать авантюрных действий. Сегодня у нее хватает своих проблем», - заключил собеседник «Росбалта».

Если же представить, что вооруженный конфликт все-таки разгорится, то он затронет ряд стран Латинской Америки. Венесуэла, как близкий союзник Аргентины не сможет отказать ей в поддержке. Кстати, президент Венесуэлы Уго Чавес уже выступил с таким заявлением. Гипотетически, США могут подталкивать латиноамериканские государства к войне, чтобы взорвать ситуацию на континенте. Хотя, как отметил Владимир Давыдов, «иногда хочется сенсации, но сенсации не будет: по сравнению с тем, что наблюдалось в 1982 году, во время фолклендского (мальвинского) кризиса, позиции нынешней администрации США несколько иные. Сейчас они тоже не заинтересованы в дестабилизации обстановки у себя под боком».

Что же касается мирного решения территориального вопроса, то договоренность между Британией и Аргентиной по этому поводу возможна, но это долгий процесс постепенного и микроскопического продвижения навстречу друг другу. Пока же спор будет продолжен, скорее всего, в рамках ООН.

Дмитрий Пановкин