Posted 13 февраля 2012,, 20:01

Published 13 февраля 2012,, 20:01

Modified 1 апреля, 02:44

Updated 1 апреля, 02:44

Двойной турецкий гамбит

13 февраля 2012, 20:01
Дипломатический скандал между Тегераном и Баку, связанный с якобы ведущейся «антииранской деятельностью израильских спецслужб», не будет иметь далеко идущих последствий, если только в дело не вмешается преследующая свои интересы Анкара.

Власти Ирана потребовали от Азербайджана прекращения антииранской деятельности израильских спецслужб на азербайджанской территории. Соответствующая нота была вручена в минувшие выходные послу Азербайджана в Тегеране Джаванширу Ахундову.

В документе отмечается, что «причастные к убийству иранских ученых террористические элементы передвигались по территории Республики Азербайджан и при содействии израильской разведки «Моссад» имели широкие возможности для осуществления поездок в Тель-Авив. Кроме того, иранский МИД обратил внимание на «систематическую антииранскую пропаганду, которая ведется в азербайджанских СМИ», а также «проблемы, возникающие у представителей иранских организаций в Азербайджане».

Официальный Тегеран обвиняет в причастности к этим преступлениям также и американские спецслужбы. Причем в самих США, от подобных обвинений естественно отказываются, но некоторые источники считают, что израильская внешняя разведка «Моссад» действительно финансирует и тренирует некую группировку - Иранские батальоны моджахедов, которая и осуществляет убийства.

Напомним, что сотрудник ядерного центра Натанз 32-летний Мостафа Ахмади Роушан погиб 11 января этого года в Тегеране в результате теракта. К автомобилю, в котором передвигался физик, неизвестные лица прикрепили магнитное взрывное устройство. Отметим, что это далеко не первое убийство иранских ученых, работавших в сфере ядерных технологий. По похожему сценарию с начала 2010 года в иранской столице было совершено несколько терактов.

Теперь же в Тегеране нашли и азербайджанские «концы» преступлений. Это не странно, поскольку отношения между Тегераном и Баку были и остаются довольно сложными. В Азербайджане, также как и в Иране, большинство населения исповедуют ислам шиитского толка, однако угроза безопасности, исходящая, как считают в Баку, со стороны Армении, подталкивает страну к развитию более тесных отношений с Израилем и США. Иран же не заинтересован в усилении Азербайджана, при сохранении им нынешнего политического курса, направленного на Запад.

Кроме того, между двумя странами существует масса взаимных исторических претензий. Например, недавно в очередной раз азербайджанские политики выступили с предложением переименовать Азербайджанскую Республику в Республику Северный Азербайджан, тем самым высказав скрытые территориальные претензии Исламской республике Иран. Поскольку якобы две трети территории Азербайджана входят в состав нынешнего Ирана.

В Тегеране, в свою очередь, весьма опасаются того, что проживающая на территории этой страны весьма значительная по численности азербайджанская диаспора может попасть под влияние Баку и превратиться в своего рода «пятую колонну», которая в критический момент внешней угрозы расколет идейную сплоченность и территориальную целостность Ирана. Представители ИРИ неоднократно обвиняли Азербайджан в пособничестве Израилю и «Моссад».

«Иран и Азербайджан не один год копят взаимные обиды. Отношения давно напряженные», - сказала в беседе с «Росбалтом» заведующая отделом политологии журнала «Восток» РАН Каринэ Геворгян. «Действительно, в ИРИ существуют опасения, что представители определенных азербайджанских кругов пытаются подстегнуть сепаратистские процессы в Иране», - продолжила эксперт. В то же время, уверена она, «Азербайджан никогда не сможет претендовать на какие-либо территории Ирана, поскольку исторически это не оправдано».

Вместе с тем, как признала собеседница «Росбалта», Израиль оказывает довольно сильное влияние на Азербайджан. «Иран – экономически сильная и географически крупная страна, может себе позволить и хочет быть самостоятельным игроком в регионе. Азербайджан, не имеющий значительных природных ресурсов и, во многом, являющийся политическим образованием, вынужден прислушиваться к мнению Запада или Израиля.

Однако Каринэ Геворгян напомнила и о «турецком факторе» в непростых отношениях Баку и Тегерана. По ее словам, Анкара, которая в свое время поссорилась с Израилем, тем не менее заинтересована через Азербайджан сохранять некие устойчивые отношения с Тель-Авивом. «Турция ведет по отношению к Ирану двойную игру», - считает специалист.

Как отмечает еще один эксперт - руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, кандидат военных наук Анатолий Цыганок, «у Анкары имеются весомые экономические интересы в ИРИ». Цыганок напомнил, что в конце октября 2009 года премьер Реджеп Эрдоган нанес рабочий визит в Тегеран, в ходе которого подписал с руководством Ирана Меморандум по нефти и газу.

«Документом предусмотрено, что Турция, которая импортирует 20% потребляемого ею природного газа из Ирана, не только получит доступ к нефтегазовым месторождениям исламской республики, но и станет чуть ли ни основным транзитером иранских энергоносителей через свою территорию. В ближайшие три года Анкара будет инвестировать в иранскую экономику как минимум по миллиарду долларов в год», - утверждает эксперт.

По его словам, Турция имеет на границе с Ираном 2-ю и 3-ю полевые армии (6,7,8 армейские корпуса), 2-е тактическое авиакомандование. «Однако сомнительно, чтобы Турция ввязалась в конфликт со своим восточным соседом. Турция, которая имеет лишь один таможенный пункт в иракском Курдистане, экспортирует различную продукцию на сумму 8 млрд долларов. С Ираном у Турции одна головная боль - возможность курдской автономии», - считает Анатолий Цыганок.

Дмитрий Пановкин