Posted 15 февраля 2012,, 14:25

Published 15 февраля 2012,, 14:25

Modified 1 апреля, 02:42

Updated 1 апреля, 02:42

Обама примерил роль «антиядерного голубя»

15 февраля 2012, 14:25
Администрация президента США строит планы существенного сокращения стратегических ядерных вооружений. При этом утверждается, что в год выборов такое решение может стать «историческим» и «политически очень смелым шагом».

Американские СМИ, ссылаясь на неназванные источники, распространили в среду «сенсационную» новость: администрация президента США Барака Обамы рассматривает возможности дальнейшего сокращения стратегических ядерных вооружений. При этом утверждается, что в год президентских выборов такое решение могло бы стать «историческим» и «политически очень смелым шагом».

Отметим, к слову, что в конце прошлого года Вашингтон объявил о приостановлении исполнения ряда обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Тогда же президент России Дмитрий Медведев не исключил коренного перелома в российской внешней политике - отказа от политики разоружения и пересмотра ранее достигнутых соглашений с США об ограничении вооружений и контроле над ними (подробнее читайте здесь). При этом он напомнил, что у России есть право выйти из СНВ – Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, который считается фундаментом для строительства отношений с Вашингтоном.

Теперь в Белом доме допустили утечку информации о существовании якобы как минимум трех возможных вариантов снижения общего числа развернутых стратегических ядерных боеголовок. Первый вариант предусматривает сокращение до 1 - 1,1 тысячи единиц, второй вариант - до 700-800 единиц, третий - до 300-400 единиц.

В этой связи уместно вспомнить, что вопрос о ликвидации всех запасов ядерного оружия и о запрете его производства озвучивался еще первым президентом СССР Михаилом Горбачевым. Похоже, что теперь по дороге громких заявлений, проторенной Горбачевым, готов идти Барак Обама.

«Дело пока даже не дошло до планов. Это пока только разговоры», - сказал в беседе с «Росбалтом» директор Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии Евгений Мясников. «Это пока варианты, которые рассматриваются теми, кто в американской администрации готовит планы следующего этапа сокращения ядерных вооружений», - отметил эксперт.

Напомним, президент РФ Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама подписали новый договор СНВ 8 апреля 2010 года в Праге. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1550 - по сравнению с Московским договором 2002 года, и более чем в два раза - до 800 - понизить предельный уровень для развернутых и неразвернутых стратегических носителей.

По словам Евгения Мясникова, для того, чтобы выйти с какими-то предложениями на новый этап российско-американского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, американцам необходимо решить для себя «каким количеством ядерных вооружений они могут обойтись для обеспечения задач своей национальной безопасности». Иными словами, необходимо разработать концепцию, при которой военные задачи, которые должны были бы выполняться с использованием одного вида вооружений, должны быть выполнены другим видом вооружений, например, высокоточным.

Что касается высокоточного оружия, то эта идея далеко не нова. Как отмечает президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов, еще в 2002 году предыдущий президент США Джордж Буш создал комиссию для подготовки «ядерного обзора». В докладе комиссии делается в частности вывод о том, что «содержание стратегических ядерных сил требует значительных финансовых расходов, не отвечая критерию «эффективность – стоимость».

В результате обсуждения «ядерного обзора» принимается решение о сокращении расходов на содержание и развитие стратегических ядерных сил и увеличении расходов на развитие обычных средств нового поколения. В 2003 году Буш утверждает Концепцию «Быстрого глобального удара» (БГУ), которая предполагает нанесение мощного концентрированного удара несколькими тысячами высокоточных ударных средств по государству-цели в течении двух–четырех часов, уничтожение важнейших объектов, определяющих стратегическую устойчивость государства, и принуждение его к капитуляции.

Евгений Мясников поправляет своего коллегу, отмечая, что «программа БГУ как во времена администрации Буша, так и сейчас преследует более скромные цели: речь идет о нанесении очень ограниченных ударов единицами средств. Ни количественные, ни качественные характеристики разрабатываемых в рамках программы БГУ средств пока не позволяют пока решать даже такие задачи, не говоря уже о массированных ударах в несколько тысяч единиц. Другое дело, что российские военные, также, как и в отношении ПРО, экстраполируют возможности высокоточного оружия на далекую перспективу, и рассматривают упомянутый генералом сценарий».

Тем не менее, основная линия американского замысла остается неизменной. «Прагматики-американцы пришли к рациональному выводу: зачем тратить большие деньги на вооружения, которые нельзя применить (в силу как возможности получить ответный удар, так и радиационного заражения больших пространств). Чтобы удешевить решение вышеназванных задач, администрация Обамы раскручивает «голубиную» антиядерную программу», - утверждает Ивашов.

По мнению Евгения Мясникова, и на реализацию программы высокоточного оружия, и на антиядерную программу потребуются значительные средства. Кроме того, отмечает собеседник «Росбалта», «пока еще не понятно, каким образом будет проходить сокращение». «Может быть, - предполагает эксперт, - США просто будут сокращать ядерное оружие путем его выведения из эксплуатации по достижению предельных сроков, как это делается в России, тогда речь должна идти не о том, что будет в ближайшие годы, а об отдаленной перспективе».

Тем более не стоит забывать о грядущих в США президентских выборах. Даже если предположить, что Барак Обама, который баллотируется на второй срок, выиграет президентскую гонку, очень многое в плане возможности дальнейшего сокращения стратегических ядерных вооружений будет зависеть от расклада политических сил в США.

«Хотя, - продолжает Евгений Мясников, - с одной стороны у американцев есть желание сократить военные расходы, поскольку по причине экономического кризиса планы перевооружения несколько изменились, но с другой - позиция сенаторов такова: мы за сокращение военных расходов, но не в моем штате».

Понятно, что от каких-то непопулярных шагов Обама будет воздерживаться. Таким образом, разговоры о каком-то широком сокращении ядерного оружия направлены в далекую перспективу, а может быть и «запущены» для того, чтобы начать готовить почву для какого-то предположительно возможного диалога с российской стороной.

Отметим, что в понедельник Белый дом представил конгрессу проект федерального бюджета на 2013 финансовый год, согласно которому США планируют потратить на ядерную отрасль $11,5 млрд, что почти на 500 млн больше, чем в 2012-м. При этом госбюджет США на 2013 финансовый год, начинающийся 1 октября этого года, составит около $3,8 трлн при дефиците в один триллион.

Дмитрий Пановкин