Posted 24 февраля 2012,, 13:27

Published 24 февраля 2012,, 13:27

Modified 1 апреля, 02:34

Updated 1 апреля, 02:34

США готовят «доктрину Монро» для Средней Азии

24 февраля 2012, 13:27
Чрезвычайно агрессивные методы с применением психологического, экономического и политического давления, которые Вашингтон начал принимать для борьбы с наркотрафиком в Средней Азии, эксперты объясняют исключительно политическими мотивами.

Государственный департамент США выделил $4,2 млн на поддержку ведомств по борьбе с наркотиками в Кыргызстане, Казахстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Цифра эта не окончательная. Планируется, что, по мере освоения средств, правительство США будет направлять среднеазиатским государствам и дополнительные ресурсы.

Кстати, такая помощь оказывается в дополнение к тем приблизительно $14 млн, которые предоставляются на двусторонней основе через программы по обеспечению правопорядка и верховенства закона в Центральной Азии.

В Госдепе отмечают, что США будут и впредь поддерживать «широкий спектр мероприятий против торговли наркотиками» на что планируется потратить $101 млн. При этом, что весьма примечательно, предусматривается создание в странах региона подразделений США по борьбе с наркотрафиком.

Национальные правительства среднеазиатских государств не без одобрения восприняли инициативу официального Вашингтона. Так, например, на встрече в МВД Узбекистана с делегацией США, узбекистанская сторона высказалась за укрепление подобного взаимодействия. Было заявлено, что тесные и плодотворные контакты между правоохранительными органами двух стран «являются надежным заслоном вторжению наркотиков из Афганистана, где производство ядовитого зелья буквально поставлено на поток».

В более широком контексте предполагается, что под патронажем американского управления по борьбе с распространением наркотиков в странах Средней Азии будут созданы специальные следственные подразделения, работа которых будет нацелена на «проведение эффективных расследований, судебного преследования и предъявление обвинений среднему и высшему звеньям наркомафии».

Американцы разворачиваются в регионе со свойственной им деловитостью: не прошло и нескольких дней, как помощник госсекретаря Уильям Браунфилд ознакомил с этой инициативой участников проходившей в Вене 3-й министерской конференции Парижского пакта, которая была посвящена проблеме незаконного оборота афганских опиатов.

При этом там же, в Вене, министр иностранных дел России Сергей Лавров указал, что считает крайне полезным наладить, наконец, антинаркотическое взаимодействие в формате ОДКБ-НАТО. «Мы предлагаем это уже многие годы, но внятного ответа от НАТО так и не дождались», - констатировал глава МИД РФ.

Вообще, в Москве с озабоченностью восприняли новые шаги по укреплению американско-среднеазиатского сотрудничества. Очевидно, сказал Сергей Лавров, что альянс «хочет сотрудничать лишь там, где это ему выгодно, например, в вопросах транзита». А вот генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что создание спецподразделений США о борьбе с наркотрафиком в странах Центральной Азии не функционально и «носит политический характер». Он подчеркнул, что «в рамках центральноазиатского региона и в рамках ОДКБ уже созданы соответствующие механизмы взаимодействия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков».

Как отметил, комментируя ситуацию для «Росбалта», председатель «Движения развития» Юрий Крупнов, «данное решение США является не только политическим, но и геополитическим». По мнению эксперта, подобные инициативы «это перенос на территории Центральной Евразии отработанных подходов и методологии присутствия США в Латинской Америке». «По сути, доктрина Монро снова претворяется в жизнь, но уже в крайне чувствительном для России регионе», - считает эксперт.

Напомним, что доктрина Монро, - декларация принципов внешней политики США, озвученная в ежегодном послании президента США Джеймса Монро Конгрессу в декабре 1823 года. Доктрина провозглашала принцип взаимного невмешательства стран Американского и Европейского континентов во внутренние дела друг друга, препятствовала приобретению европейскими державами колониальных владений на Американском континенте и их вмешательству во внутренние дела независимых американских государств.

По словам Крупнова, главный инициатор этой антинаркотической инициативы – Уильям Баунфилд работал послом в Колумбии и Венесуэле. «Можно наблюдать, как через посольства и через спецслужбы Вашингтон проталкивает группу высокопоставленных профессионалов, которые, отработав методологию в латиноамериканском регионе, переносят ее на территорию Средней Азии», - отметил собеседник «Росбалта».

Действительно, похоже, что все ранее широко разрекламированные усилия США по борьбе с производством наркотиков в Афганистане, где на сегодняшний день только официально присутствуют 1500 тыс. солдат НАТО (а с учетом частных вооруженных кампаний их количество возрастает до 230 тыс.), сводятся к нулю.

По данным ООН, до 20% афганских опиатов проходит транзитом через страны, имеющие общую границу с севером Афганистана, - это Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Но в Афганистане, который снабжает Россию и Европу наркотиками, на сегодняшний день уничтожается всего три процента наркопосевов, в то время как в Колумбии, откуда в США поступает основной поток наркотиков – уничтожается семьдесят процентов.

Возникает закономерный вопрос, почему Вашингтон направляет свои спецподразделения бороться с наркотрафиком на территорию среднеазиатских государств, общая площадь которых составляет порядка двух миллионов квадратных километров? Возможно, ответ заключается в том, что полномочия так называемых спецотрядов слишком широки и, имея полный доступ к оперативной информации спецслужб стран региона, американцы получат возможность беспрепятственно собирать необходимую им данные.

Россия же пока ссылается на исторический опыт, который показал полную ошибочность концентрации усилий на борьбе с готовыми наркотиками, а не с наркоплантациями. В частности, об этом неоднократно заявлял директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России Виктор Иванов. Он образно выразился в том смысле, что вместо того, чтобы подавить огневую точку противника, начинают борьбу с пулями, летящими из пулемета.

Вместе с тем, по мнению Юрия Крупнова, «это во многом отражает отсутствие целенаправленной российской политики в регионе в целом и в отношении наркоугрозы, в частности». «Если за последние два года основные послы США в государствах Средней Азии были заменены профессионалами мирового уровня, то российские послы «досиживают» свое время до заслуженного отдыха», - сетует Крупнов.

Таким образом, пока Вашингтон чрезвычайно агрессивными методами, с применением всего комплекса психологического, экономического, политического давления, переносит доктрину Монро в Среднюю (Центральную) Азию, Россия по-прежнему пытается противостоять наркотической угрозе в рамках ОДКБ.

Дмитрий Пановкин