Posted 6 марта 2012,, 13:46

Published 6 марта 2012,, 13:46

Modified 1 апреля, 02:24

Updated 1 апреля, 02:24

От Путина ждут решения «проблемы Курил»

6 марта 2012, 13:46
Официальный Токио направил Москве четкий сигнал о своей готовности вновь начать переговоры по заключению мирного договора. Эксперты связывают эти перемены с возвращением Владимира Путина на пост президента России.

Глава МИД Японии Коитиро Гэмба намерен посетить Россию «в интересах активизации двусторонних отношений», в том числе, для продвижения переговоров о мирном договоре. «Хотелось бы провести активные переговоры, направленные на решение вопроса о принадлежности четырех северных островов, основываясь при этом на всех достигнутых договоренностях и документах», - сказал недавно журналистам Гэмба, сообщив также, что прорабатывается и возможность поездки в РФ главы японского правительства Есихико Ноды.

Это заявление японская сторона сделала практически сразу после того, как стали известны результаты выборов президента России. Примечательно, что несколькими днями ранее, японские власти приняли решение не использовать термин «незаконная оккупация» в отношении четырех островов Южных Курил, по которым между Японией и Россией существует территориальный спор, заменив его новой, менее жесткой формулировкой - «заняты без юридических оснований». Сделано это было якобы «исходя из понимания того, что проблема должна быть решена в ходе переговоров, партнером по которым выступает Россия».

Напомним, что Япония претендует на четыре острова в южной части Курил: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. При этом Токио ссылается на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы состоит в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. Однако Япония поставила в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами по итогам все той же Второй мировой войны.

Стоит отметить, что Москва не раз предлагала Токио различные варианты решения спорного вопроса. Однако переговорный процесс продвигался с переменным успехом, то затихая, то возобновляясь. В определенной степени этому способствовала непримиримая позиция японской стороны, которая сводилась к принципу «все или ничего».

В ноябре 2010 года поездка президента РФ Дмитрия Медведева на Кунашир серьезно осложнила отношения между странами и привела к дипломатическому конфликту. В частности, Япония временно отозвала из Москвы своего посла. В Токио также отвергли предложение Медведева о создании зоны свободной торговли на Южных Курилах. Как неоднократно заявлял прежний глава японского МИД Такэаки Мацумото, озвученное президентом России утверждение, что Курилы – российская земля, «не соответствует японской позиции».

Теперь же избрание Владимира Путина на пост президента России Токио намерен использовать как повод для возобновления диалога и поиска путей выхода из конфликтной ситуации. Японский премьер в числе первых лидеров «восьмерки» лично по телефону поздравил Путина с победой на выборах. В ходе разговора он предложил будущему главе государства вместе выработать «мудрое решение», связанное с территориальным вопросом и заключением мирного договора между двумя странами.

Как отметил в беседе с «Росбалтом» заведующий кафедрой востоковедения МГИМО (У) Дмитрий Стрельцов, в определенной степени изменение японской позиции связано с недавними высказываниями Владимира Путина о том, что Россия хочет окончательно закрыть вопрос о Курилах. На прошлой неделе Владимир Путин в беседе с главными редакторами ряда зарубежных изданий высказался за «приемлемый компромисс» по южной части Курил. «Мы должны добиться такого состояния, когда решение вопроса территориального характера перестанет быть чем-то существенным и вообще уйдет на второй план», - сказал Путин.

«Япония понимает важность России как стратегического партнера, соседа по азиатско-тихоокеанскому региону. До сих пор Токио выдерживал паузу, ожидая пока в России произойдет некоторая политическая стабилизация. С Путиным японская сторона имеет дело давно и понимает, каких внешнеполитических ходов от него можно ожидать. В этом плане официальный Токио видит, что резкие движения «не работают». А уже долгое время высказываемая Москвой готовность решать территориальный вопрос на базе пакта 1956 года – понятна и устойчива», - отметил Дмитрий Стрельцов.

По его словам, некие качественные изменения в японской позиции заключаются даже не в новой формулировке статуса Курил, «а в том, что Япония возвратилась к позиции, что вопрос о Курилах нужно решать, опираясь на принцип права и на основе всех имеющихся исторических фактов».

Немаловажно также и то, что твердая позиция Токио по этой проблеме до сих пор не принесла желаемых результатов. «Смягчение может быть объяснено и внутриполитическими соображениями, - продолжил Стрельцов. - Новый дипломатический скандал или поиски внешнего врага в лице Москвы совершенно не нужны нынешнему японскому руководству, поскольку попытки строить политику, в том числе и на конфронтации с Россией, не оправдались».

«Сейчас внутриполитическая ситуация в Японии крайне нестабильна. На повестке дня стоит роспуск парламента и проведение крайне непопулярной налоговой реформы. Рейтинг действующего кабинета Есихико Ноды упал с пятидесяти до примерно тридцати процентов. На этом фоне новый виток напряженности в отношениях с Москвой может дать повод критикам еще раз обвинить нынешнее японское руководство в неспособности наладить приемлемые отношения с ключевыми партнерами», - отметил собеседник «Росбалта».

Кроме того, японские Демократическая и Либерально-демократическая партии, сталкиваются сейчас с угрозой усиления позиций относительно молодых популистских партий, строящих свою программу на националистических лозунгах, простых и понятных для определенной части японцев. Поэтому демократы и либерал-демократы, заинтересованные в укреплении собственного политического влияния, пытаются позиционировать себя в качестве «умеренных», разделяющих взвешенные позиции.

Наконец, и у России существует глубокая заинтересованность в Японии как в партнере. Недаром Владимир Путин открыто заявил о приоритете азиатско-тихоокеанского направления российской внешней политики. Таким образом, если в мае уже вступивший к тому времени в должность российский президент все-таки примет участие в саммите «Большой восьмерки» в Чикаго и встретится там с японским премьером, в двусторонних отношениях могут произойти определенные подвижки.

Дмитрий Пановкин