Posted 26 марта 2012,, 13:24

Published 26 марта 2012,, 13:24

Modified 1 апреля, 02:06

Updated 1 апреля, 02:06

Шанс для Южной Осетии

26 марта 2012, 13:24
Хотя среди претендентов на президентское кресло в Южной Осетии нет явного общенационального лидера, завершение затянувшихся выборов даст республике еще одну возможность установить порядок и начать созидательное развитие.

Затянувшийся более чем на полгода политический марафон выборов президента Южной Осетии, похоже, близится к завершению. Республика получила еще один шанс на установление легитимного порядка и созидательное развитие.

Напомним, что предвыборная кампания началась в Южной Осетии в сентябре 2011 года, а прошлые выборы президента прошли в ноябре. Тогда наибольшее количество голосов избирателей получили глава МЧС республики Анатолий Бибилов и бывший министр образования Алла Джиоева. В связи с тем, что ни один из кандидатов не набрал большинства голосов, 27 ноября состоялся второй тур голосования. На следующий день югоосетинский ЦИК объявил, что выборы выиграла кандидат от оппозиции Джиоева.

Однако через день Верховный суд республики признал выборы недействительными. Не согласившись с таким решением, Джиоева объявила себя избранным президентом, и в республике начались митинги и акции протеста, организованные ее сторонниками. После многодневного противостояния и сопутствующих этому скандалов, завершившихся госпитализацией самопровозглашенной главы республики, парламент назначил повторные президентские выборы на 25 марта 2012 года.

И вот, наконец, по итогам прошедшего в воскресенье голосования, определились два кандидата, которые вышли в финал президентской гонки. Бывший председатель КГБ, консультант аппарата полпреда Южной Осетии шестидесятилетний Леонид Тибилов и самый молодой кандидат – тридцатишестилетний уполномоченный по правам человека при президенте республики Давид Санакоев набрали примерно сорок два и двадцать шесть процентов голосов избирателей соответственно.

Третьему и четвертому кандидатам - послу Южной Осетии в Москве Дмитрию Медоеву и лидеру местных коммунистов Станиславу Кочиеву свое доверие выразили примерно двадцать четыре и шесть процентов граждан Южной Осетии. Итоговая явка избирателей на выборы составила около семидесяти процентов.

Теперь, в соответствии с законом «О выборах президента Республики Южная Осетия», принятым 7 сентября 2001 года, второй тур президентских выборов назначен на 8 апреля.

Несмотря на то, что, как отмечают местные аналитики и свидетельствуют результаты голосования, среди нынешних претендентов на президентское кресло нет явного масштабного лидера, устремления каждого из них направлены на налаживание как можно более тесных отношений с Россией и завершения затянувшегося процесса восстановления республики и обеспечение стабильности в экономической сфере.

Очевидно, что для решения этих приоритетных задач республике нужен твердый лидер, который бы не решительно взялся за неведение порядка, особенно в сфере борьбы с коррупцией. Не секрет, что именно эта проблема является самым существенным катализатором недовольства властью как внутри Южной Осетии, так и за ее пределами. И первое, с чего, вероятнее всего должен будет начать пришедший к власти президент, это наводить порядок в деятельности органов государственной власти и должностных лиц.

Учитывая ментальность и национальные особенности югоосетинского общества, делать это будет не просто. Но в этом вопросе существенную поддержку может оказать Москва, заинтересованная в том, чтобы высший пост в республике занимал не просто союзник, а авторитетный лидер, которому можно будет доверить управление огромными финансовыми средствами, вкладываемыми Россией в Южную Осетию.

Причем поддержка эта должна быть неукоснительной, но весьма осторожной. Многие помнят, как осложнили ситуацию в Южной Осетии и продемонстрировали недальновидность некоторых кремлевских политиков в отношении весьма важного для России кавказского региона события в Цхинвали, произошедшие непосредственно накануне неудавшейся инаугурации Аллы Джиоевой.

По отзывам наблюдателей, следствия политической близорукости и неумения деликатно разрешить сложившуюся ситуацию, сказались незамедлительно: общее настроение значительной части прежде благодарных России граждан Южной Осетии резко изменилось в сторону близкую к утрате доверия региональным властям и разочарования в политике Москвы.

Что же касается будущих руководителей Южной Осетии, то им предстоит вернуть доверие населения к власти, причем сделать это будет возможно только при наличии постоянного и честного диалога с обществом, которое ожидает от властей не новых заявлений о реформах, а конкретных дел и программ, прежде всего, в социально-экономической сфере.

В противном случае, предстоящий в апреле второй тур волеизъявления граждан югоосетинской республики может стать последним туром более или менее честных и «прозрачных» выборов в независимом государстве, пытающимся доказать свою состоятельность.

Дмитрий Пановкин