Posted 6 апреля 2012,, 13:53
Published 6 апреля 2012,, 13:53
Modified 30 января, 09:01
Updated 30 января, 09:01
Ровно через месяц после того, как шесть членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) - Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Оман и Катар - объявили, что переходят к переформатированию своего сотрудничества из регионального блока в конфедерацию, они договорились создать единую систему противоракетной обороны.
Речь идет, в частности, о том, чтобы под руководством США развернуть в регионе единую радарную сеть и организовать систему обмена информацией. Официально делается это чтобы направить «верный сигнал» Ирану. Предполагается, что единая система ПРО должна прикрыть от возможного удара нефтяные месторождения и терминалы. Отметим, что комплексы ПРО «Пэтриот» уже установлены в Саудовской Аравии и ОАЭ.
Идея «арабской ПРО» явно была инициирована Вашингтоном. Посетившая в конце марта с визитом Саудовскую Аравию госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила тогда о готовности администрации Барака Обамы помочь входящим в ССАГПЗ странам создать региональную систему противоракет.
Кстати, ССАГПЗ образует достаточно крупный по численности оборонный союз «Щит полуострова», созданный в 1984 году. Причем, в отличие от НАТО, где объединенными являются лишь штабные структуры, в ССАГПЗ имеются настоящие объединенные вооруженные силы. Их численность сейчас составляет около сорока тысяч человек. Размещается этот контингент на северо-востоке Саудовской Аравии.
С учетом размещения компонентов ПРО в Западной Европе и Турции, а теперь уже реального охвата системой противоракетной обороны стран Персидского залива и Азиатско-Тихоокеанского региона, можно утверждать, что «петля ПРО» затянулась вокруг России. Таким образом, концепция спроектированного более тридцати лет назад американского проекта Большого Ближнего Востока успешно воплотилась в реальность.
При этом стоит отметить, как еще совсем недавно в мае 2010 года Москва и Вашингтон рапортовали о том, что подписание нового российско-американского договора по СНВ завершило «холодную войну», ознаменовав собой «переход на более высокий уровень сотрудничества между Россией и США в сфере разоружения и ядерного нераспространения.
Хотя уже тогда было очевидно, что на некоторых ее «фронтах» бои будут продолжаться еще очень долго. Американцы, в отличие от подавляющего большинства других государств, не рассматривают международно-правовые акты с их участием как имеющие преобладающее значение над их национальным законодательством, да и над их национальными интересами.
Как заявлял в интервью «Росбалту» руководитель Отдела разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Александр Пикаев, президент США Барак Обама довольно активно делает миротворческие заявления, которые вызывают положительную реакцию в мире, и это, конечно, способствует улучшению американского имиджа. Другое дело, что все заявления остаются словами, за которыми нет признаков смены американского внешнеполитического курса.
Между тем, создание «арабской ПРО» имеет и свою оборотную сторону. Замечательно сформулированная американским политологом Збигневым Бжезинским идея Большого Ближнего Востока не могла не реализоваться, при непротивлении со стороны Москвы и Пекина. Но теперь на арабском востоке, в Турции, в Пакистане, поднимает голову политический ислам. И выясняется, что американская победа становится победой пирровой.
По мнению, президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, «результаты показывают, что появились не демократии западного типа, а сплошные исламисты». «Теперь, когда Ближний Восток переживает резкую исламизацию, стабильность арабского мира рассыпается как карточный домик. Тот же Бжезинский ради безопасности Америки продвигал союз с исламом. И США получили его «в полный рост». Вопрос только в том, зачем политическому исламу союз с Америкой?», - заметил эксперт.
Это мнение подтверждается и словами директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, который в одной из своих работ отмечал, что «у ССАГПЗ появляются и политические амбиции». «Саудовская Аравия еще с 1970-х годов создавала сеть исламских террористических групп по всей Евразии, отсюда и выросла «Аль-Каида», которая, в конце концов, начала атаковать свою родину. Появляется все больше свидетельств тому, что именно они (монархии Персидского залива – «Росбалта») являются истинным организатором «арабской весны», которая везде ведет к тому, что власть получают исламисты», - пишет Храмчихин.
По мнению специалиста, «это очень четко проявилось в Ливии, где в «первых рядах» интервенции шли ОАЭ и особенно Катар, а теперь в Сирии, где самыми ярыми противниками Асада и сторонниками еще одной интервенции являются Саудовская Аравия и тот же Катар. Именно ССАГПЗ повлиял на события в Ливии, поощрив своих западных союзников использовать санкцию ООН для военной борьбы с Муаммаром Каддафи. У членов блока не сложились с ливийским лидером отношения, которые бы их устраивали».
«Идея Бжезинского, - продолжил в беседе с корреспондентом «Росбалта» Евгений Сатановский, - состояла в безопасности Соединенных Штатов. Но, реализовав союз с политическим исламом США, тем не менее, находятся в самой большой опасности с момента своего существования. Это как союз с собственным убийцей. Но признать это не возможно. Трудно признать, что ты открыл дорогу собственным врагам. И непонимание этого, в тех же Соединенных Штатах, является гораздо более опасным, чем соперничество с Россией или Китаем».
И уж конечно не стоит забывать о том влиянии, которое нефтеносные государства Персидского залива имеют на мировую энергетическую и финансовую безопасность. Интересы государственных инвестиционных фондов, принадлежащих странам ССАГПЗ, распространены по всему миру. По оценкам специалистов, у шести стран Персидского залива сконцентрировано более $1720 млрд., что составляет около трети объемов финансов, сосредоточенных во всех принадлежащих государствам инвестиционных фондах мира.
Дмитрий Пановкин