Posted 17 апреля 2012,, 11:34

Published 17 апреля 2012,, 11:34

Modified 1 апреля, 01:45

Updated 1 апреля, 01:45

Чего хочет Кудрин на самом деле?

17 апреля 2012, 11:34
Создание «Комитета гражданских инициатив» похоже на нововизантийскую интермедию, призванную идейно-политически подготовить скорейший уход Дмитрия Медведева с поста премьер-министра, на который он должен перейти после смены ролей в «тандеме».

Одной из самых ярких и одновременно туманных сенсаций недавнего времени стала презентация Комитета гражданских инициатив – общественно-номенклатурного гибрида во главе с Алексеем Кудриным, включившего в свой состав журналистов, экономистов, экс-чиновников etc (подробнее читайте здесь).

Несмотря на некоторую таинственность этой структуры, само название которой придумано как будто для того, чтобы никто ни о чем «до поры до времени не догадался», - ее главный вектор представляется вполне очевидным. Как уже отметили независимые наблюдатели, речь в данном случае идет об очевидной подготовке возвращения Алексея Кудрина в «большую политику», то есть, во власть – ибо никакой другой большой политики, помимо кремлевской, в современной России, как известно, нет.

Некоторое замешательство у аналитиков вызывает лишь то, что, на первый взгляд, неясно – на какой именно пост метит экс-глава минфина, экс-парламентер «Его Величества» на Болотной площади, а ныне скромный декан факультета сводных искусств и наук СПбГУ? Ведь сам Кудрин категорически отвергает для себя как работу в грядущем правительстве Дмитрия Медведева, так и любой губернаторский пост.

Не означает ли все это, что Алексей Кудрин решил всерьез начать самостоятельную борьбу за Кремль, нацеленную на ближайше-среднесрочное (в зависимости от того, когда наступит очередной «болотный прилив») революционное будущее? В пользу такого отважного предположения, вроде бы, говорят заявления самого Кудрина о том, что цель созданного им комитета – «открыто оппонировать действиям власти» и «предлагать для публичного обсуждения и гражданской экспертизы альтернативные варианты решения политических, экономических и социальных проблем».

Однако из дальнейших разъяснений довольно быстро становится ясно: бороться против Владимира Путина и добиваться его досрочной отставки с поста президента РФ Алексей Кудрин (которого Путин до сих пор называет членом своей «команды» и публично благодарит за «твердость, ответственность и принципиальность» во время кризиса) никоим образом не намерен.

И даже совсем наоборот – в своем стремлении вернуться к властному кормилу глава Комитета гражданских инициатив собирается опираться именно на Путина. «Сейчас, в том числе после митингов, в новой ситуации, которая возникла, новой активности граждан, я считаю, что мог бы когда-то прийти в правительство – при выполнении абсолютно четкой программы реформ, в том числе диалога с той частью общества, которая является активной и чьи идеи я разделяю… В этом и заключается политический процесс. Если есть политическая сила, ее (позиции) многие разделяют, она влиятельна, может быть, пока не оформлена как партия, но с ней готовы считаться и видят в этом смысл, то я считаю, необходимо сотрудничество, чтобы это проводить… Теоретически это возможно при Путине. Если Путин готов повернуться в такой степени, я считаю, политически это возможное взаимодействие…», - заявил Кудрин, выступая в эфире телеканала «Дождь».

Член новоиспеченного комитета, один из самых близких к Кудрину интеллектуалов – журналист и директор Центра исследований проблем модернизации Европейского университета в СПб Дмитрий Травин, пытается, правда, доказать, что нынешняя кудринская затея - вовсе не очередная «игра в Путина», а напротив, некая высокогражданственная «игра в принципы». То есть, попытка сделать программную наработку, полезную для России, независимо от того, кто конкретно будет сидеть на кремлевском воеводстве.

Однако эти куртуазные лирическо-экономические отступления, разумеется, не могут скрыть очевидного: Комитет гражданских инициатив создан в расчете на то, чтобы укрепить именно ту власть, которую ныне возглавляет еще пока премьер-министр, а в скором времени – президент Владимир Путин. Характерно, что после всех своих риторических фигур Дмитрий Травин спешит расставить точки над «i». «Не идет ли дело к созданию оппозиционной партии?» - задает он сам себе вопрос и тут же отвечает: «На мой взгляд, нет. Партию создают люди, желающие заниматься политической деятельностью, выигрывать выборы, проникать в парламенты, законодательные собрания, муниципалитеты. Ради этого они пишут программы, причем эти тексты в большей или меньшей степени имеют популистский характер, поскольку для избрания депутатом нужно получить поддержку широких масс. У Кудрина по-другому…»

И вправду – у Кудрина всё по-другому. А точнее – по-прежнему. Кудрин вновь ждет от Путина важного назначения. Но какого именно? Судя по перечню проблем, которые намерен интеллектуально осваивать вновь созданный комитет и среди которых традиционные для Кудрина экономика и финансы теряются в общей массе («Справедливый суд», «Школа местного самоуправления», «Открытый бюджет», «Прозрачная полиция», «Гражданская солидарность», «Здравоохранение для всех» и др.) – назначение возможно лишь одно: на должность главы правительства.

Но как может Владимир Путин назначить Алексея Кудрина на пост, торжественно обещанный Дмитрию Медведеву еще на сентябрьском съезде «Единой России»? Точнее, как Кудрин может всерьез рассчитывать на такое, в общем, не характерное для вполне «понятийной» путинской политической стилистики заведомое кадровое вероломство?

Думаю, распутать очередной гордиев узел кремлевского византизма несложно, если предположить, что никакого вероломства, а равно никаких «гражданских инициатив» на самом деле нет в помине. А есть лишь реализация общего для всей путинской команды (включая и Кудрина, и Медведева) задачи – выхода из «тандемного пике», в которое нынешний режим очевидным образом вошел сразу после того, как роковая весть о грядущей рокировке разнеслась по бескрайним информационным просторам. Тогда, как мы хорошо помним, сперва грянул смех, потом свист, потом митинги – и в итоге национальный лидер получил от значительной части российского общества «предупреждение о неполном служебном соответствии»…

В Кремле в тот момент, вероятно, наконец, осознали то, что, в общем, было очевидно еще в 2008 году: «параконституционные пляски» и тандемная чехарда – вещи для общества весьма соблазнительные, а для властителей – отнюдь не безопасные, с точки зрения устойчивости их слабых и лукавых рейтингов.

Но как «быстренько покончить» с тандемом, если пост премьера уже публично обещан Медведеву? И как еще при этом исхитриться, чтобы одновременно бросить обществу долгожданную «реформаторскую кость» в виде серьезного, внушающего доверие и в то же время безупречно лояльного Путину нового кабинета министров?

Думаю, именно в ходе этих сомнений и тягостных раздумий окончательно и оформилась в коллективной кремлевской PR-голове идея «Комитета гражданских инициатив». Политический смысл ее представляется очевидным: идейно-политически подготовить скорейший уход Медведева с поста премьер-министра. (Вариант, что Медведева вообще «прокатят» с назначением – маловероятен, хотя в изрядно подгнившем «датском королевстве» с Розенкранцами и Гильденстернами может, конечно, случиться всякое).

В этой связи главная задача кудринского комитета, как следует предположить, - политически атаковать Медведева, выставить его «популистом» и «несерьезным политиком», неспособным провести Россию меж неумолимо приближающихся финансово-экономических Сцилл и Харибд (в этом духе Кудрин высказывается о Медведеве, как известно, на протяжении уже нескольких месяцев).

Тем самым, вероятно, предполагается поднести Путину грядущую отставку Медведева «на блюдечке» - так чтобы «Самому» не пришлось травмировать резкими и обидными словами своего младшего товарища и политического ассистента, который ровным счетом никак не проштрафился за все четыре года пребывания на высшей государственной должности. Возможно, в какой-то момент Медведев, «вняв критике со стороны серьезных экономистов-реформистов» из кудринского комитета, даже сам попросит президента досрочно отправить его в отставку с поста премьера – и все пройдет чинно, благородно, с соблюдением всех понятийных политесов.

То, что Медведева в этом случае сменит именно Кудрин, кажется как будто само собой разумеющимся, однако в «датской Византии» могут, конечно, разработать сценарий и помудреней. Но как бы то ни было, функция «мавра, делающего свое дело», судя по всему, будет исполнена Комитетом гражданских инициатив при любом кадровом исходе - к вящей пользе системы, плотью от плоти которой являются все без исключения путинские гранды…

Однако вот вопрос - хорошо это или плохо не только для высоких участников данной нововизантийской интермедии, но и для прочих граждан РФ, вынужденных не только созерцать, но и содержать весь этот политический театр? Думаю, исчерпывающий ответ на этот вопрос мы могли бы получить, если бы имели абсолютно прозрачные данные по итогам минувших думских и президентских выборов. Но поскольку таких данных у нас, увы, нет, - нам остается лишь многозначительно улыбаться…

Даниил Коцюбинский