Posted 10 мая 2012,, 13:19

Published 10 мая 2012,, 13:19

Modified 1 апреля, 01:25

Updated 1 апреля, 01:25

Путин не хочет подставляться

10 мая 2012, 13:19
Решение вновь избранного президента России отправить вместо себя на саммит «большой восьмерки» премьера Дмитрия Медведева обусловлено не столько его занятостью, сколько нежеланием отвечать на неприятные вопросы, полагают эксперты.

Слухи о том, что Владимир Путин может не поехать на встречу G8, которое пройдет 18-19 мая в американском Кэмп-Дэвиде, распространялись в российском медиапространстве довольно давно. Различные аналитики и эксперты прогнозировали такую возможность. Однако достоверное сообщение о том, что президент России действительно не будет участвовать в мероприятии «группы восьми», как ни странно, появилось на лентах российских информагентств со ссылкой на пресс-службу американского Белого дома.

Даже учитывая восьмичасовую разницу во времени между Москвой и Вашингтоном, американцы «сработали» быстрее. Только поздним вечером девятого мая в пресс-службе президента РФ подтвердили, что в ходе состоявшегося телефонного разговора российского и американского президентов «президент России проинформировал Б.Обаму, что не сможет принять участие в саммите «большой восьмерки» в связи с необходимостью продолжить формирование правительства».

Из этого можно сделать выводы, что, во-первых, мы вряд ли узнаем персональный состав нового российского правительства раньше следующей недели, а во-вторых, что Дмитрию Медведеву в формировании своего кабинета принимать участие не обязательно, раз его отправляют в загранкомандировку. Ну и, конечно, что нынешние российские власти не предают отношениям с «большой восьмеркой» какого-то суперважного значения, раз они так легко пошли на снижение уровня представительства нашей страны в этом саммите. Ряд наблюдателей также уже упомянули, что только что избранному президенту Франции Франсуа Олланду тоже сейчас нужно формировать новую власть в своем государстве, причем куда в более конкурентных политических условиях, чем Путину. Однако отказываться от участия в саммите G8 Олланду даже в голову не пришло.

В итоге Кремлю пришлось еще раз отдельно объясняться. Сделано это было устами помощника президента Аркадия Дворковича. Выступая в четверг в прямом эфире одной из радиостанций, он пояснил, что «в данном случае есть техническая и технологическая проблема». «Действительно президент принимает решение о структуре и составе вновь сформированного правительства в соответствии с Конституцией России по представлению премьера», - сказал он. Другими словами, Медведев свое дело сделал – предложил Путину кандидатуры министров и теперь может лететь за океан, пока тот будет думать над окончательным решением.

Дворкович также добавил, что премьер-министру Дмитрию Медведеву «делегировано это право» - участвовать в неформальных дискуссиях глав государств. Медведев, сказал Дворкович, будет обсуждать «как полноценный участник саммита» многие вопросы, в том числе по ситуации в Сирии, Иране, Северной Корее, Европе.

Напомним, что «Группа восьми» (Group of Eight - G8) - неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия. В форуме также представлен и полноформатно участвует ЕС. В рамках «восьмерки» осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

«Группа восьми» не является международной организацией. Она не основана на международном договоре, не имеет формально определенных критериев приема, устава и постоянного секретариата. Решения «восьмерки» носят характер политических обязательств государств-участников. Дискуссии глав государств и правительств проходят в узком кругу. При принятии решений действует принцип консенсуса.

Между тем, заседания «восьмерки» являются своего рода важным политическим барометром и «сверкой часов» по многим направлениям политики. Согласно первоначальным планам, встреча «группы восьми» должна была состояться в Чикаго, предваряя запланированный на 20–21 мая саммит НАТО. Но в Москве дали понять своим партнерам, встречу Совета Россия-НАТО на высшем уровне в рамках натовского саммита Москва устраивать не готова, поскольку до сих пор отсутствует компромисс относительно строительства европейской системы противоракетной обороны.

Тогда американская администрация решила территориально развести два мероприятия. Барак Обама объяснил перенос тем, что, по его мнению, «коллегам понравится расслабленная обстановка» загородной резиденции президента США в Кэмп-Дэвиде. Однако неофициально это было сделано для того, чтобы отъезд Путина из Чикаго после саммита G8 не выглядел как демонстрация.

И все-таки российского президента не прельстила перспектива даже «расслабленной обстановки» Кэмп-Дэвида, а решение послать вместо себя Дмитрия Медведева очень напоминает ситуацию из известной сказки Александра Пушкина, в которой есть поэтические строфы - «Где тебе тягаться со мною …. Подожди-ка моего меньшого брата».

В сказке известный персонаж выходит победителем из соревнования с морскими обитателями, у которых служитель культа требовал положенный оброк.

В реальности же, как отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, «из Кэмп-Дэвида Путин победителем не приедет: второй Мюнхенской речи не получится, а повтор будет уже не интересен».

Очевидно, что коллеги российского президента по G8 попросят его определить позицию во внешней политике. Но кроме этого, запанные партнеры могут задавать ему традиционно неудобные вопросы относительно продолжения диалога с обществом в плане демократизации, соблюдения прав человека, расширения возможности участия граждан в политической и экономической жизни страны.

В особенности эти вопросы будут актуальными после жесткого разгона митингов оппозиции, которыми сопровождалась недавняя инаугурация Владимира Путина.

По мнению Малашенко, «ехать в Кэмп-Дэвид для того, чтобы выслушивать, что ему будут говорить, а говорить ему будут много – значит понизить уровень радости, которая определилась после выборов и инаугурации. Путин, который всегда во всем хочет быть победителем, естественно, не хочет подставляться».

Изначально ситуация была достаточно предсказуемая и на Западе это, скорее всего, просчитывали», - полагает эксперт. Поэтому он не ожидает какой-либо особой реакции со стороны представителей «восьмерки».

Что же касается перспективы отношений с Западом в свете очередного президентского срока Владимира Путина, то, как полагает эксперт, следует ожидать, что «опять начнется поиск внешних врагов». «Может быть, не так интенсивно, как это было раньше, но это будет «работать», поскольку власти нужно оправдывать свои внутриполитические шаги и невыполненные обещания, о которых все знают. На кого-то нужно будет все сваливать», - отметил собеседник «Росбалта».

«Все прекрасно понимают, что от диалога не уйти, поскольку Россия – все-таки часть Европы. Но отношения с Западом, в то же время, – часть внутренней политики. Это классический вариант, когда внешняя политика работает на политику внутреннюю», - заключил эксперт.

От диалога действительно не уйти. Владимир Путин договорился с Бараком Обамой провести двустороннюю встречу 18-19 июня в Мексике «на полях» саммита «двадцатки».

Дмитрий Пановкин