Город начинается с парковки

Город начинается с парковки

О том, почему дизайн автостоянок долгое время игнорировался при планировании городов, и какую дополнительную социальную роль играют места, где мы паркуем свои машины, рассказывает профессор архитектуры Эран Бен-Джозеф.


© Dominick Reuter

О том, что парковка – это большая проблема знают жители всех мегаполисов нашей планеты. Недостаточное количество мест для автомобилей является настоящей головной болью для тех, кто ездит на работу на личном транспорте. Вместе с тем, проблемы этим не заканчиваются: большинство платных и бесплатных автостоянок являются крайне уродливыми. Цементный пол и стены, тусклое освещение – все это только добавляет негативных эмоций тому, что уже само по себе для многих является источником беспокойства. О причинах, по которым дизайн автостоянок долгое время игнорировался при планировании городов, и о том, какую дополнительную социальную роль играют места, где мы паркуем свои машины, в интервью «Росбалту» рассказал профессор архитектуры ландшафта и городского планирования, глава совместной программы по городскому дизайну и развитию Массачусетского технологического института, Эран Бен-Джозеф.


- Почему вдруг вас заинтересовала тема автостоянок, причем настолько, что вы даже написали об этом книгу?

- Во-первых, в какой-то момент я понял, что на эту тему очень мало публикаций. Обычно пишут про стоимость автостоянок, про расчет количества мест для машин при планировании жилой зоны, но самой простой теме – поверхностной автостоянке и ее эстетическим аспектам – не уделялось почти никакого внимания. Во-вторых, в рамках курса, который я преподаю, я должен учить студентов, как нужно планировать автостоянки, и обычно речь идет лишь о технических параметрах. Но студенты постоянно спрашивали меня, почему стоянки такие некрасивые. Они попросили меня найти примеры стоянок, которые были бы местами, в которых приятно находиться. Я задумался и понял, что мне в голову ничего не приходит! Я начал спрашивать знакомых и коллег, видели они в последнее время красивую автостоянку, но результаты были точно такими же. Так я решил написать книгу, в которой были бы собраны образцы хороших, красивых стоянок, и эта книга могла бы быть полезна людям, занимающихся планированием городов. Но со временем я понял, что стоянка – это больше, чем место, где мы оставляем машину. Я начал собирать истории, я говорил с людьми, которые обожают автостоянки, и с людьми, которые ненавидят автостоянки, про автостоянки снимают фильмы, и у каждого есть какая-то своя история, связанная с автостоянкой. Оказалось, что это крайне важное для городской жизни место, в котором происходит масса всего интересного. В результате, я написал книгу не для специалистов, а для широкой публики.

- Какая ваша любимая история про автостоянку?

- В Нью-Йорке есть группа людей под названием «Шекспир на парковке». Они используют автостоянки, которые, как правило, пустуют по вечерам и в выходные, в качестве сцены. Зрители приходят со своими стульями и смотрят спектакли. Сначала в городе был «Шекспир в парке» - летний фестиваль в Центральном парке, а теперь есть еще и «Шекспир на парковке».

- В Италии такие парковки обычно используются любовниками для свиданий…

- Да, для многих людей, особенно молодежи, автостоянка - это место для неформальных встреч. В США, как только молодежь получает права, она сразу начинает тусоваться на парковках, вдали от родителей и других взрослых. И это очень важно. Городам нужны такие пространства. Нельзя контролировать абсолютно все. Особенно это важно для подростков, у которых таким образом появляется пространство, которое принадлежит только им. В США люди начинают водить очень рано, и машина является символом свободы и независимости, так что не удивляйтесь, если увидите на стоянках больших супермаркетов или торговых центров молодежь, которая приехала, чтобы просто провести вместе время на стоянке. Конечно, иногда они совершают там не совсем законные вещи, но очень интересно каким образом место для парковки приобрело совершенно иную социальную функцию.

- В фильмах же автостоянка – это часто место для убийства…

- Совершенно верно. Как правило, это место преступления или просто место, которое внушает зрителю чувство тревоги. И это тоже очень интересно, почему стоянка автоматически вызывает такие чувства. Чтобы понять это, достаточно посмотреть, как ведут себя люди на стоянках, а ведут они себя, и я не исключение, очень агрессивно. Все стараются как можно быстрее найти самое лучшее место для своей машины. Но как только ты припарковался и вышел из машины, в ту же секунду начинаешь ненавидеть всех тех, кто еще кружит по стоянке и ищет место. Ты чувствуешь себя уязвимым, потому что машины ездят по стоянкам очень быстро и для пешеходов, как правило, нет никаких отдельных дорожек. Это полная шизофрения – только что ты был агрессивным водителем, пытающимся переехать пешеходов, но вот две секунды и ты сам пешеход и пытаешься дойти до выхода, не попав под колеса.

- Так все-таки, почему большинство стоянок такие некрасивые?

- Здесь вся вина лежит на тех, кто планировал город и на тех, кто потом его застраивал. Большинство экспертов подходит к стоянке крайне утилитарно, и не рассматривают ее как один из элементов города, который должен быть в гармонии с остальными. Почему-то люди не хотят вкладывать денег в стоянки, они с большей охотой инвестируют в парадный холл, но не понимают, что, когда люди приезжают в торговый центр или в гостиницу, они в первую очередь попадают на стоянку. Именно стоянка зачастую определяет первое впечатление, а не «ресепшн». Другой причиной является тот факт, что минимальные требования к парковке, действительно, являются минимальными. Правила не требуют от автора проекта отвести место для пешеходных дорожек или для деревьев, а фокусируются исключительно на въезде и выезде с парковки. Однако это «уловка 22» - поскольку в отношении стоянок нет такой жесткой регламентации, как, например, в отношении улиц, это дает возможность людям подойти к этому по творчески. В книге я привожу примеры прекрасных стоянок – это стоянка Ренцо Пиано на заводе Фиат в Турине, где есть и дорожки, и деревья. Он подошел к стоянке, как к первой и последней точке рабочего дня, и, в результате, получилась прекрасная автостоянка. Есть и другие примеры, например, в Дании, где для покрытия был использован материал, позволяющий траве расти, и связи с чем, если стоянка долго не используется, она превращается в парк. Нельзя забывать, что огромные покрытые цементом открытые парковки сильно нагреваются летом и наносят урон окружающей среде, так же как и сточные воды, которые, как правило, являются загрязненными. Я вижу, что в последнее время общество стало задумываться об этом все больше и больше. Еще я всегда ставлю в пример автостоянки отелей на островах типа Гавайев. Владельцы хотят, чтобы у вас было ощущение, что вы попали в рай, с первого момента, как вы попали в гостиницу, в связи с чем парковки этих отелей – это что-то великолепное. Нет никаких причин, почему торговые центры не могут сделать то же самое.

- Ваша книга в основном посвящена США и западным странам. Можете ли вы что-нибудь сказать про стоянки развивающегося мира, например, стран БРИК?

- Да, в США проблема заключается в том, что у нас слишком много земли, в результате, строятся огромные автостоянки, которые максимально заполняются лишь два раза в год – после Дня благодарения и после Рождества, в период распродаж. Очевидно, что здесь нужно другое решение. В том, что касается стран БРИК, то здесь по мере того как растут экономики этих стран, растет и количество машин. В настоящий момент эти страны копируют американские стандарты для парковок и возводят точно такие же угрюмые автостоянки. Я надеюсь, что по мере того, США начинает менять подход к стоянкам, тот же самый процесс начнется и в России, и других странах БРИК.

Беседовала Юлия Нетесова

Фото: Dominick Reuter

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.