Posted 26 июня 2012,, 08:52

Published 26 июня 2012,, 08:52

Modified 1 апреля, 00:42

Updated 1 апреля, 00:42

Черногория говорит по-русски

26 июня 2012, 08:52
Республика Черногория продолжает оправляться от экономического кризиса 2008 года, в том числе за счет постоянного увеличения турпотока из России. Последний мог бы расти и быстрее, если бы не жадность авиаперевозчиков.

Черногорию – нового активного игрока на рынке мировых туристических услуг – давно уже не надо никому представлять. Маленькая страна с полумиллионным населением, растянувшаяся вдоль Адриатического побережья как раз напротив итальянского "сапожка", за последние годы стала известна во всем мире как одна из самых привлекательных для отдыха. Когда-то про нее восхищенно писал поэт лорд Байрон, в свое время здесь ступала нога российских царей и православных патриархов, а сегодня жемчужину Ядранского моря облюбовали тысячи туристов со всего мира. Впрочем, лидируют — россияне. Русская речь слышна повсюду – на пляжах, рынках, в магазинах, барах и ресторанах.

Пик популярности бренда "Черногория" пришелся на 2006-2007 годы. Именно тогда здесь наблюдалось не только столпотворение россиян-туристов, но и лихорадочная скупка жилой недвижимости и земли. По некоторым неофициальным данным, после той первой волны прилива россиян, решивших навсегда поселиться в Черногории, насчитывалось 6%. Для маленькой страны с ласточкино гнездо – это немалая цифра. Заметим, что не только так называемые "физические лица" преуспели в Черногории, но и российский бизнес тоже немало посодействовал возрождению страны после кошмара югославского распада. В нее российские олигархи вложили миллионы евро, построив рестораны, виллы, гостиницы, оспаривая в этом первенство с англичанами, немцами и мадьярами. Казалось, еще немного, и маленькая Черногория станет, наконец, превращаться в респектабельный курорт мирового уровня.

Однако разразившийся кризис 2008 года приостановил эти планы. Эффектный гол забили тогда в свои ворота и сами черногорские законодатели, приняв на пике продаж совершенно антирыночный закон, запрещающий иностранцам владеть землей. Ну а кому охота покупать, скажем, дом, не имея возможности оформить в свою собственность ни пяди прилегающей к нему земли? Ясно, что на этом практически все операции с недвижимостью остановились. Кризис, накрывший мир, добрался и до Черногории, а данный закон еще больше усугубил его депрессивное влияние на экономику страны. (Позже он был отменен, но поезд, как говорится, ушел.)

Несколько лет после мирового кризиса туристическая отрасль Черногории переживала свои не самые лучшие времена. Исход российских туристов из страны черных гор пришелся на 2009 год. Этому, кроме мирового кризиса, способствовала и сложившаяся в Черногории ситуация в сфере отдыха. Стало очевидно, что инфраструктура растет не так быстро, что грязи на пляжах и вокруг не становится меньше, несмотря на призывы рекламных щитов "Нека буде чисто!" ("Пусть будет чисто"!). Оказалось, что цены на гостиничные услуги, в ресторанах и барах, кафе и магазинах стремительно выросли, а некоторые (например, мясо в приморских магазинах) достигли исторического московского максимума. И тогда россияне сделали свой выбор – в пользу Испании, Турции, Египта и Таиланда. Поездки в эти страны с налаженным бытом и туристической инфраструктурой оказались значительно дешевле черногорских. Что в условиях российского кризиса было немаловажным индикатором.

Ситуация в Черногории менялась вместе с мировой экономикой: по мере восстановления ее кровеносных сосудов туристы снова обратили свой взор на этот прелестный уголок земли. В прошлом году, по данным Министерства устойчивого развития и туризма, в стране побывали 244,9 тысячи отдыхающих из России. Это оказалось на 63% больше, чем в 2011-м.

Сегодня, судя по заполненности пляжей в июне, месяце, который здесь не считается сезоном для активного туристическо-пляжного отдыха, можно с уверенностью сказать, что поток желающих найти место под черногорским солнцем становится еще более плотным. По данным черногорской статистической службы, даже в нынешних апреле-мае здесь наблюдался общий прирост туристов на 5% по сравнению с прошлым годом. Лидируют сербские и российские отдыхающие, но слышна также и немецкая, французская, английская речь. Превзошел все предыдущие уровни и показатель бронирования гостиниц и апартаментов. По прогнозам представителей Министерства устойчивого развития и туризма, в этом году с учетом летнего сезона прибавка туристического рынка составит не менее 5%. Это притом что нынешняя весна оказалась нетипично прохладной – весь апрель лили дожди, а в мае купальный сезон все еще не мог открыться по этой же причине.

Что касается наших соотечественников, то, как сообщил на международной туристической выставке министр устойчивого развития и туризма Предраг Секулич, до конца 2012 года Черногория планирует принять около 300 тысяч российских туристов. Это на 20% больше, чем в прошлом. Планируется, что в разгар сезона в два черногорских аэропорта - Подгорицу и Тиват - из России будут отправляться от 40 до 50 самолетов еженедельно. Однако, несмотря на увеличение чартерных рейсов, это не повлияло на снижение цен на билеты. Как раз наоборот – они снова взлетели.

И здесь логику отечественных перевозчиков невозможно понять с точки зрения и здравого смысла, и заботы о россиянах. Скорее, как обычно, просматривается принцип: срубить «бабло», пока народ ломанулся. Например, билет экономического класса из Москвы в Черногорию и обратно с пребыванием на ее территории до двух недель стоит в этом сезоне больше 400 евро. И все 550-600 придется выложить, если вы собрались на местные адриатические берега на месяц. Учитывая сегодняшние колебания курса, цены в рублях стремительно ползут вверх. (Это притом что дешевле, оказывается, слетать с бюджетными западными компаниями в Мюнхен, Рим, Париж.) Обычно на Западе происходит наоборот: чем дольше пребывание туриста, тем дешевле билет. Но у российских перевозчиков, как всегда, свой, особый путь. Удручает и то, что никому из заинтересованных ведомств в России до такой откровенной обдираловки наших людей нет никакого дела.

Однако в самой Черногории вполне осознают эту проблему – ведь единственный национальный перевозчик, летающий регулярными рейсами в Москву, «Монтенегро эйрлайнз» предлагает цены еще выше, чем региональные российские авиакомпании – от «Московии» до «Кубани» и «Якутии». Министерство устойчивого развития и туризма вот уже несколько лет пытается разрешить проблему внедрения на рынок авиаперевозок лоу кост (дешевых) компаний, но пока из этого ничего не выходит.

Несмотря на плохую развитость туристической инфраструктуры страны (хотя очевидно, что все меняется в лучшую сторону), место на черногорской Адриатике может найти себе каждый. Нехватка больших отелей на побережье, которые, как правило, почти все забронированы к началу купального сезона, компенсируется здесь недорогими апартаментами и мини-отелями. Активно работает в сезон (и не в сезон) частный сектор. Ведь для местного населения, страдающего от безработицы, летние месяцы являются своеобразной «жатвой», результатами которой оно пользуется круглый год. По некоторым данным, почти 70% продаж приходится именно на малобюджетные апартаменты. Однако это – подальше от пляжей. На самом же побережье, например, в пригородах старинного городка Герцег Нови, который называют культурной столицей Черногории, двухкомнатные апартаменты на первой линии обходятся не менее чем в сто евро в сутки.

Отличительной особенностью нынешнего сезона является аномальная жара, установившаяся на территории всей страны, включая даже северные районы. В эти дни температура на побережье самых популярных курортов Бока-Которского залива достигает 38-40 градусов в тени. В столице – Подгорице – столько же. Даже в центре горнолыжного туризма Жабляке столбик термометра перешагнул отметку 28,5. Как объясняют местные синоптики, причина такой аномалии (даже аборигены страдают от такой жары) заключается в знойном сирокко, который дует из африканских пустынь. Власти опасаются в связи с этим повторения прошлогодних пожаров в горно-лесных массивах, а медики призывают отдыхающих сидеть в тени, пить воду и охлаждаться в море. Благо температура воды достигла 27-28 градусов, как это обычно бывает здесь только в июле-августе.

К слову, если в прошлые годы в начале июня обычно пляжные «лежальки» (лежаки) и «сонцебраны» (зонтики) предоставлялись малочисленным туристам бесплатно (видимо, для «прикорма»), то в этом году за все надо было уже заплатить. Видимо, сказался увеличившийся не в сезон поток иностранцев-отдыхающих и инстинкт у местных «воротил» туризма - заработать.

В этом году в предсезонье неприятно удивили своей нерасторопностью местные овощные магазины и такие же отделы в больших супермаркетах. Например, до 15-20 июня ни в одном из таких в Герцег Нови и его пригородах, так же как и на центральном рынке, все еще не было свежей свеклы, моркови и клубники. (Душистая «ягода», как и малина, появилась из Требинья. И среди российских покупателей тут же стал популярным слоган: «Поможем Республике Сербской!») Не культивируют здесь и любимый россиянами укроп, а про такую специю как кинза тут даже и не слышали. Зато в начале июня уже можно было купить итальянские арбузы и дыни.

Цены на рынках Бока-Которского залива по сравнению с московскими ниже, иногда - вдвое. Радует, как всегда, разнообразие в магазинах свежих мясных изделий – от ягнятины и крольчатины до баранины и нежнейшей телятины. Цена последней в переводе на русский рубль в большом супермаркете потянет на 400-500 рублей за килограмм. Зато отличная свежая речная форель обойдется в 200-250. Так что – «добро дошли, братушки!», - так приветствует наших местное население, совершенно уверенное в том, что если русский, значит, богатый.

Алла Ярошинская