Posted 17 июля 2012,, 13:35

Published 17 июля 2012,, 13:35

Modified 1 апреля, 00:22

Updated 1 апреля, 00:22

Кто в России независим?

17 июля 2012, 13:35
После скандала с участием главы СК Александра Бастрыкина сенатор Анатолий Лысков предложил создать коллегию независимых прокуроров. Однако эксперты «Росбалта» считают, что реализовать эту идею в российских условиях будет непросто.

История с приключениями главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина и заместителя главного редактора «Новой газеты» Сергея Соколова в подмосковном лесу, видимо, подвигла власть ликвидировать выявившийся в этом деле правовой вакуум.

Напомним, что Бастрыкин не только обещал закопать Соколова, но и заявил, что сам расследует это злодеяние, буде оно совершено (подробнее об этом читайте здесь).

Вряд ли президента и правительство сильно взволновала угроза жизни Соколова. Но вот опасность, нависшую в некотором роде и над ними самими (самостийный глава СК, преступление которого не может расследовать никто кроме него самого!), они, видимо, ощутили вполне четко. Спустя некоторое время сенатор Анатолий Лысков предложил создать коллегию независимых прокуроров. И даже внес соответствующий законопроект в Госдуму.

Эксперты «Росбалта» по-разному оценили перспективы введения в России нового института.

Так, по мнению политолога Дмитрия Орешкина, идея Лыскова о создания коллегии независимых прокуроров не вписывается в вертикаль существующей власти. Орешкин отметил, что «эта идея была бы здравой, если бы она возникла в условиях, где уважаются законы». «У нас учреждение такой коллегии будет бессмысленно, так как ничего независимого от вертикали (власти) быть не может, вертикаль так построена, что все от нее зависит, начиная от суда и заканчивая СМИ», - считает эксперт.

Он видит два варианта развития событий. «Либо идея будет похоронена сразу, либо создадут таких «независимых» прокуроров, которые будут действовать по звонку сверху, а не по закону. Потому что если они будут действовать по закону, тогда разрушится вертикаль власти, которая сейчас у нас выше закона, парламента, выборов и суда», - считает он. «Получится либо муляж, либо эта попытка закончиться ничем», - заключил Орешкин.

Адвокат Генри Резник, в свою очередь, в целом поддерживает инициативу Лыскова, однако, по его мнению, «лучше, чтобы это были не независимые прокуроры, а независимые следователи, которые должны быть за рамками прокуратуры и Следственного комитета РФ». Объектами их расследований должны стать не только высшие должностные лица государства, но «и все сотрудники правоохранительной системы, включая судей и губернаторов», считает Резник.

Он подчеркивает, что главным направлением деятельности независимых следователей должны стать преступления коррупционной направленности. «Учитывая ту порчу, которая разъедает даже прокуратуру и Следственный комитет, тот уровень коррупции и должностных преступлений, на настоящем этапе требуется создание чрезвычайного органа, который бы занимался делами этих спецсубъектов», - отметил Резник.

По мнению адвоката, такой орган должен был бы формироваться президентом РФ, который, как напомнил Резник, «у нас пока фигура неприкосновенная».

Политолог Алексей Макаркин также считает, что инициатива сенатора Лыскова имеет смысл. Эксперт сослался на опыт работы «независимых прокуроров в США, которые в свое время даже расследовали дела президентов этой страны». «Если есть основания для подозрений в нарушении закона со стороны высших должностных лиц, то для усиления объективности расследования таких дел, конечно, необходимо, чтобы тот, кто ими занимается, имел независимый статус и гарантии своей независимости», - считает Макаркин.

«Другой вопрос, как такой институт будет у нас работать. У нас, например, есть закон о парламентском расследовании, но, по сути, это чисто номинальное право депутатов, которое ни на что не влияет», - напомнил политолог. Точно так же можно принять и закон о независимых прокурорах, но эффективность его будет весьма сомнительной, полагает эксперт.

Тем не менее, если уж создавать такой институт, то назначать независимых прокуроров должен Верховный суд, который менее ангажирован, чем президент, прокурор или парламент, уверен Макаркин. Однако, говорит он, в этом случае возникает «проблема степени независимости нашего суда» (который, добавим от себя, независим от кого угодно, только не от исполнительной власти).

В общем, получается замкнутый круг, в котором независимым оказывается только президент. А если копнуть еще глубже, то окажется, что независим он главным образом от народа, но достаточно жестко зависим от других факторов - например, от своего окружения (пресловутой элиты), от собственных экономических и политических интересов…

Александр Желенин