Posted 26 июля 2012,, 07:29

Published 26 июля 2012,, 07:29

Modified 1 апреля, 00:14

Updated 1 апреля, 00:14

Никто не хочет быть агентом

26 июля 2012, 07:29
Представители НКО не желают подчиняться закону об «иностранных агентах» - одни говорят о намерении идти в суд, другие – о технических возможностях обойти новые ограничения.

Работа некоммерческих организаций, финансируемых из-за границы и не желающих зарегистрироваться в качестве «иностранных агентов», будет приостановлена на полгода, заявили в пресс-службе Минюста РФ. Закон об «иностранных агентах», подписанный на днях президентом, является одним из нескольких документов подобного рода, принятых в последние месяцы в качестве инструмента борьбы власти с оппозицией, отмечают эксперты.

Напомним, что в разряд «иностранных агентов» должны зачислить себя те НКО, которые не просто получают иностранные гранты, но и занимаются политической деятельностью. Притом что понятие политической деятельности в законе весьма размыто. Напомним, что один из высокопоставленных чиновников президентской администрации уже заявлял, что считает политической деятельностью борьбу с коррупцией.

Соответственно возникают, как минимум, два вопроса: какова реальная эффективность этого закона и с какой целью (настоящей, а не декларируемой публично) он принимался?

Отвечая корреспонденту «Росбалта» на первый вопрос, директор института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий заявил, что эффективность этого закона в части выполнения декларируемых целей (борьба с «влиянием извне») будет практически нулевой. По его мнению, какое-то серьезное финансирование действительно политической деятельности идет совсем не по тем каналам, по которым деньги поступают в НКО. Кагарлицкий уверен: те, кому выделялись средства «черным налом» на реальную политическую деятельность, будут получать их и дальше через частные каналы, либо от контрагентов каких-нибудь лондонских олигархов.

По мнению эксперта, закон об «иностранных агентах» принят в качестве акта запугивания гражданского общества. Кагарлицкий считает, что больше всего от него пострадают лояльные организации, которые как раз и не занимаются политической деятельностью. В то же время, уверен эксперт, есть масса технических возможностей обойти этот закон.

Директор центра «Transperancy International – Россия» Елена Панфилова заявила «Росбалту», что не мешало бы уточнить ряд формулировок этого закона. Например, что такое «политическая акция» или что подразумевается под выражением «влияние на общественное сознание». По ее мнению, это «абсолютно неправовые» формулировки, недопустимые в стране, «которая хотя бы декларирует (на словах) принцип верховенства закона». Она сообщила, что если понадобится, «мы готовы идти в суд».

Политолог, член бюро политсовета движения «Солидарность» Андрей Пионтковский заявил «Росбалту», что одним из главных получателей иностранных грантов в РФ является партия «Единая Россия». По его словам, партия власти «получает сотни иностранных грантов». Эти деньги выделяются как Демократической, так и Республиканской партиями США, и члены «Единой России» регулярно «ездят в Штаты большими делегациями на американские деньги», отметил он. В то же время Пионтковский как представитель оппозиционной «Солидарности» заявил, что «мы-то как раз никаких иностранных грантов не получаем».

Так что закон об «иностранных агентах», по его мнению, «это палка о двух концах». Можно ведь в таком случае и задать вопрос, является ли иностранным агентом президент России, обе дочери которого живут на территории стран НАТО, заметил политолог.

Пионтковский разделяет нравственную позицию правозащитника Льва Пономарева, который заявил, что отказывается заполнять любые документы, в которых должен признавать себя агентом иностранного государства.

По мнению Пионтковского, этот закон преследует, прежде всего, психологическую цель: в сегодняшней России обязательное признание себя «иностранным агентом» очень похоже на «желтую звезду», которую должны были носить евреи в нацистской Германии.

Этот момент многое объясняет. Согласно последнему социологическому исследованию ВЦИОМа, 67% россиян считают, что закон об «иностранных агентах» - «попытка защитить внутреннюю политику России от влияния иностранных государств». Любопытно, что так думают преимущественно респонденты старше 45 лет (69%). Еще одна важная деталь – 70% тех, кто придерживается такого мнения, не пользуются Интернетом.

В свою очередь 16% россиян, согласно тому же опросу, считают закон об «иностранных агентах» инструментом борьбы с инакомыслящими и оппозицией. Интересно, что общая численность населения таких наиболее продвинутых в экономическом и социальном плане регионов как Москва, Московская область и Петербург в сумме примерно и составляет 16% населения страны.

Из чего, собственно, становится понятно, на кого и рассчитан этот закон – на немолодых людей из провинции, мировоззрение которых формируется тремя подконтрольными Кремлю телеканалами, не имеющих, а порой и не желающих иметь альтернативных источников информации. Короче, на консерваторов и охранителей, которые, впрочем, как показывают другие социологические исследования, в случае чего не готовы активно защищать власть.

Александр Желенин