Posted 31 июля 2012,, 13:41

Published 31 июля 2012,, 13:41

Modified 1 апреля, 00:10

Updated 1 апреля, 00:10

Москва идет на принцип

31 июля 2012, 13:41
Россия будет по-прежнему блокировать любые попытки Запада обострить ситуацию в Сирии и свергнуть президента Башара Асада, поскольку ей необходимо взять своего рода реванш за недавнюю потерю политического лица в Ливии.

После провала попытки провести через СБ ООН американский вариант резолюции по Сирии администрация США пообещала, что будет пытаться найти способы урегулировать сирийскую проблему «вне рамок ООН». И вот недавно Госдепартамент заявил о расширении масштабов помощи сирийской оппозиции еще на пятнадцать миллионов долларов.

В Вашингтоне не скрывают, что теперь концентрируют внимание на том, как подготовить Сирию к жизни без Асада. В понедельник эту проблему обсуждали американский президент Барак Обама и премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган. По сообщению пресс-службы Белого дома, они говорили о «координации усилий по ускорению политической передачи власти в Сирии, которая должна включать отстранение от власти Башара Асада».

В то же время США выступают за сохранение государственного аппарата Сирии, в том числе армии, полиции и спецслужб. По словам министра обороны США Леона Панетты, важно попытаться сохранить стабильность в стране, исходя из горького опыта расформирования сил безопасности Ирака после свержения Саддама Хусейна. В Вашингтоне рассчитывают, что после ухода Асада все этнические и религиозные группы населения Сирии «смогут объединиться и сформировать того рода правительство, которое будет отражать интересы всего населения» страны.

Некоторые наблюдатели отмечают, что происходящее в САР все больше напоминает ливанский сценарий, когда после двух продолжительных и кровопролитных гражданских войн, Ливан, наконец, стал парламентской республикой, законодательная власть в которой представлена Ассамблеей представителей - парламентом. Парламент избирает президента, утверждает состав правительства, утверждает законы и бюджет республики.

В отношении Сирии подобные предположения верны лишь отчасти. Как отмечает научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, арабист-регионовед Павел Густерин, многое напоминает ситуацию в Ливане и можно проводить определенные аналогии, если принимать в расчет то, что Ливан изначально был территорией так называемой Большой Сирии. Однако нынешняя ситуация является более сложной.

Стоит отметить, что сирийские курды де-факто уже создали на севере Сирии свою страну и не намерены ее никому отдавать. В регионе, населенном курдами, уже созданы местные органы власти. Но по некоторым данным, еще в мае нынешнего года курдам в северной Сирии удалось подавить антиасадовские выступления местных несогласных и воспрепятствовать проникновению террористов-суннитов, борющихся с Асадом.

Гипотетически можно представить создание на этой территории независимого государства. Однако, по мнению Павла Густерина, скорее, можно вести речь о широкой автономии. В качестве доказательства эксперт приводит соседний Ирак, где после падения режима Хусейна сложились самые благоприятные условия для курдской независимости. Однако этого не произошло. При широкой автономии Иракский Курдистан продолжает финансироваться из «центра».

К слову, на днях президент Иракского Курдистана предупредил, что будет рассматривать как «объявление войны» любой шаг федерального правительства по сокращению финансирования региона на фоне спора об экспорте нефти в Турцию. «Скорее всего, в условиях самой широкой автономии сирийским курдам тоже будет «неинтересно» отделяться от Сирии, как от единого государства», - предполагает Густерин.

Можно также предположить, что западная коалиция, возглавляемая США, посредством Турции, которой из-за своих внутренних проблем с курдами не нравится идея курдской автономии, может спровоцировать конфликт и начать боевые действия против Сирии. Однако Турции это абсолютно невыгодно. Курды могут стать единым фронтом и тогда проблем у Турции будет слишком много. Кстати, идеальный повод для вторжения – сбитый самолет – уже был. Но Анкара не решились воспользоваться им. И пока дело ограничивается телефонными разговорами Обамы и Эрдогана, своего рода демонстрацией политической воли.

В этих условиях Россия будет по-прежнему блокировать любые попытки Запада обострить ситуацию в САР, поскольку Москве необходимо взять своего рода реванш за потерю политического лица в Ливии. Так что Сирия сейчас – принципиальный момент доля российской политики.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что с устранением Асада от власти никуда не денутся те, кто его поддерживает, а это огромная часть общества, которая не хочет радикальных перемен. Таким образом, можно предполагать, что со стороны Запада дело будет пока ограничиваться финансовой и моральной поддержкой оппозиции. Несомненно, в интересах США, чтобы конфликт долго не затухал, ибо, если Асаду удастся задавить оппозицию, снова разворошить костер под кипящим ныне сирийским котлом будет довольно сложно.

Дмитрий Пановкин